Основные погрешности эхолотов возникают за счет:
отклонения действительной скорости звука от расчетной, наличия относительного смещения приемной и передающей антенн, наклона дна, технологического несовершенства прибора.
Относительная погрешность h , обусловленная отклонением скорости
распространения звука от принятого для расчетов значения 0, равна относительному отклонению свеличины этой скорости. Действительно,bзвестно, что максимальное отклонение скорости звука в море не превышает 6%. Такова же и возможная погрешность в измерении глубины за счет рассматри-ваемого фактора. Погрешность может иметь как положительный, так и отрицатель-ный знак.
При использовании двух антенн, расположенных на расстоянии l друг от друга (рис. 2.11), возникает погреш-A1 A2 ность за счет того, что эхолот измеряет не глубину h, а расстояние r от антенны до дна. При этом относительная r h r величина этой погрешности определяется следующим равенством [12]:
Как видим, с увеличением глубины под килем судна погрешность быстро убывает. Однако необходимо помнить, что при глубинах, со-
измеримых с базой антенн, эхолот указывает завы- A шенные значения глубины, что может представлять определенную опасность.
Погрешность, обусловленная наклоном дна, возникает вследствие того, что звуковая посылка достигнув
точки С (рис. 2.12) вернется к судну раньше, чем сигнал, Рис.2.12
отраженный от точки D, соответствующий истинной глубине под килем судна. В ре-зультате будет измерено расстояние АС, а не требуемое расстояние АD.
Оценка величины этой погрешности при плавании на опасных глубинах показы-вает [9], что в силу отсутствия в указанных условиях больших наклонов дна, ошибка незначительна и может не учитываться. К тому же прибор показывает глубину, меньшую действительной, что исключает возможность посадки на мель из-за наличия рассматриваемой погрешности.
Существенное влияние на работу эхолота может оказывать качество его изго-товления и регулировки [15].