При прохождении узкостей, плавании в условиях ограниченной видимости и в других особых условиях общими требованиями являются:
— личное присутствие капитана на мостике и руководство им всеми действиями вахтенной службы (капитан может оставить за себя старшего помощника только в случае необходимости);
— четкая расстановка вахты и членов экипажа, вызванных для ее усиления, распределение конкретных обязанностей между судоводителями с целью своевременного обнаружения и исправления допущенных ошибок;
— при возникновении сомнения в правильности определения места, в зависимости от конкретной обстановки, уменьшение хода, вплоть до остановки, отдача якоря или даже разворот на обратный курс;
— заблаговременный переход на маневренный режим работы СЭУ с целью обеспечения возможности своевременного выполнения необходимого маневра;
— заблаговременное снижение скорости или даже полная остановка дви-жения, если действия другого судна непонятны.
Вахтенный помощник капитана, готовясь к плаванию в стесненных усло-виях, должен изучить (а наиболее важные данные запомнить):
-курс на каждом участке маршрута;
-расстояние и время плавания на каждом участке и между СНО;
-ориентиры для контроля поворотов и плавания на каждом участке и другие характеристики;
-наличие естественных створов;
-значения ограждающих пеленгов и дистанций, других навигационных параметров;
-допустимое отклонение от оси фарватера в случае расхождения с другими судами;
-стесненные участки, где расхождение изменением курса затруднено;
места возможных постановок на якорь.
При плавании в системах разделения движения судов следует постоянно принимать информацию береговой контрольной станции.
Если при плавании в системе разделения движения другое судно, по вашему мнению, следует не по своей стороне, необходимо перепроверить место своего судна и, даже если оно подтвердится, следовать дальше с повышенной осторожностью.
В случае нарушения правил немедленно информировать контрольную станцию о факте и причинах этого нарушения.
Для решения практических вопросов управления судном в особых условиях судоводителю необходимо знать теоретические основы поведения судна в узкостях и на мелководье.