При решении задач по предупреждению столкновений судов аппаратура АИС имеет ряд преимуществ перед РЛС и САРП.
Использование АИС приводи к увеличению дистанции, на которой обнаруживаются суда, причем расстояние обнаружения не зависит от размеров и ракурса судов-целей. Дальность УКВ связи, применяемой для передачи сообщений АИС, зависит от высоты антенны и составляет порядка 20-30 миль. При использовании РЛС дистанция обнаружения зависит от эффективной площади отражающей поверхности цели. При отсутствии помех распространению и приему радиоволн среднетонажные суда обнаруживаются с помощью РЛС на расстояниях 10-18 миль, а малые 3-10 миль.
Благодаря оборудованию судов высокоточными системами для определения своих кинематических параметров и АИС-транспондером для передач этих данных всем пользователям, повышается точность знания положения и элементов движения судов-целей, а следовательно, эффективность расхождения с ними.
АИС позволяют получать элементы движения неманеврирующих и маневрирующих целей в реальном масштабе времени, независимо от скорости цели. В САРП кинематические параметры объектов получаются путем фильтрации их отметок на определенном промежутке временном интервале. Поэтому после захвата цели на сопровождение и после маневрирования на нахождение ЭДЦ затрачивается порядка двух-трех минут. Это время зависит от скорости цели. ЭДЦ маневрирующих судов САРП определяет с очень низкой точностью. Ввиду инерционности фильтра, данные САРП об ЭДЦ запаздывают порядка на 1-2 минуты.
При использовании АИС уменьшается время обнаружения маневра цели. Маневр судна АИС выявляет в результате анализа передаваемых им значений своего курса и угловой скорости. В САРП маневр обнаруживается путем статистического определения факта отклонения ее отметок от гипотезы прямолинейного равномерного движения. По данным исследований, проведенных специалистами, среднее время на выявление маневра у РЛС/САРП составляет 1 мин 25с, а у АИС не более 20с.
У АИС нет и ряда других недостатков САРП, например, представления ошибочной картины маневрирования большого груженного танкера с кормовой надстройкой. Радиолокационная отметка такой цели соответствует корме. Движение кормы при маневре отличается от движения центра массы судна, что способствует еще большей задержке в выявлении маневра.
При использовании АИС на дистанцию обнаружения и точность определения ЭДЦ не влияют помехи от моря, осадков, наличие теневых секторов и работа других РЛС, как это имеет место при использовании РЛС и САРП. В результате обеспечивается возможность своевременного обнаружения малых судов и наблюдения за ними в условиях сильного волнения моря и интенсивных осадков.
АИС позволяет сопровождать цели, когда они идут вблизи берега и в узком канале. Она исключает возможность «обмена объектов» при малом расстоянии между целями. На сопровождение САРП влияет разрешающая способность радиолокатора и величина стробов для селекции отметок целей, что может вызвать невозможность получения координат судна, находящегося около берега, и «переброс» маркеров целей, когда расстояние между ними мало.
Предупреждению столкновений судов способствует также взаимный обмен по линии АИС информацией о названии и типе судна, о его позывном, MMSI-номере, размерах, осадке, о наличии опасного груза, о навигационном статусе. С помощью РЛС указанных сведений о судне получить невозможно.