Геодезические работы при инженерных изысканиях

7.1. Назовите состав и задачи инженерно-геодезических изысканий.
В соответствии с п. 5.3 СНиП 11-02-96 при инженерно-геодезических изысканиях для строительства выполняются (состав):
— сбор и обработка материалов инженерных изысканий прошлых лет, топографо-геодезических, картографических, аэрофотосъемочных и других материалов и данных;
— рекогносцировочное обследование территории;
— создание (развитие) опорных геодезических сетей, включая геодезические сети специального назначения для строительства;
— создание планово-высотных съемочных геодезических сетей;
— топографическая (наземная, аэрофототопографическая, стереофотограмметрическая и др.) съемка, включая съемку подземных и надземных сооружений;
— обновление топографических (инженерно-топографических) и кадастровых планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах;
— инженерно-гидрографические работы;
— геодезические работы, связанные с переносом в натуру и привязкой горных выработок, геофизических и других точек инженерных изысканий;
— геодезические стационарные наблюдения за деформациями оснований зданий и сооружений, земной поверхности и толщи горных пород в районах развития опасных природных и техноприродных процессов;
— инженерно-геодезическое обеспечение информационных систем поселений и государственных кадастров (градостроительного и др.);
— создание (составление) и издание (размножение) инженерно-топографических планов, кадастровых и тематических карт и планов, атласов специального назначения (в графической, цифровой и иных формах);
— камеральная обработка материалов;
— составление технического отчета.
Основанием для производства инженерно-геодезических изыска¬ний служит техническое задание заказчика, в котором указывают:
— данные о системе координат и высот;
— данные о границах участков съемки с учетом проектируемых коммуникаций;
— масштаб съемки и высоту сечения рельефа;
— особые требования к точности и детальности проведения ин¬женерно-геодезических изысканий.
В зависимости от результатов анализа собранных материалов топографо-геодезической изученности решается вопрос о необходи¬мости полевого обследования района изысканий, результаты которо¬го должны быть отражены в программе изысканий как обоснование к намеченному объёму работ. Программа на инженерно-геодезические изыскания, кроме общих характеристик района, его изученности, сведений о сооружении, должна содержать:
1. карту-схему с границами участков съемки;
2. сведения о системах координат и высот;
3. обоснование видов и классов (разрядов) геодезических и ни¬велирных сетей, их проекты и расчет точности;
4. обоснование масштабов съемок и высот сечения рельефа, если они не соответствуют установленным в техническом задании;
5. чертежи геодезических центров;
6. сведения о привязке горных выработок, гидрологических и геофизических точек и др.
Инженерно-геодезические изыскания обеспечивают изучение то-пографических условий района строительства и получение топогра¬фо-геодезических материалов и данных, необходимых для проекти¬рования объектов и выполнения других видов изысканий.

7.2. Назовите состав геодезических работ, выполняемых при изысканиях сооружений линейного типа.
Согласно СНиП 11-02-96 В состав инженерно-геодезических изысканий для строительства линейных сооружений дополнительно входят:
— камеральное трассирование и предварительный выбор конкурентоспособных вариантов трассы для выполнения полевых работ и обследований;
— полевое трассирование;
— съемки существующих железных и автомобильных дорог, составление продольных и поперечных профилей, пересечений линий электропередачи (ЛЭП), линий связи (ЛС), объектов радиосвязи, радиорелейных линий и магистральных трубопроводов;
— координирование основных элементов сооружений и наружные обмеры зданий (сооружений);
— определение полной и полезной длины железнодорожных путей на станциях и габаритов приближения строений.

7.3. Как определяют элементы круговой кривой и положение главных точек кривой на местности?
При измерении сторон от начала магистрали откладывают отрезки длиной 100 м горизонтального проложения. Концы отрезков закрепляют пикетами (колышек длиной 15-25 см забивают вровень с землей, рядом забивают сторожок длиной 40-50 см, выступающий над землей на 15-20 см, на сторожке подписывают номер пикетной точки, например ПК 15, это соответствует расстоянию 1500 м от начала магистрали).
Кроме пикетных точек на магистрали отмечают характерные точки рельефа, контуров и вершин углов поворота трассы, называемые плюсовыми, их положение определяют от ближайших предыдущих пикетов, например, точка ПК 15 + 17,0 расположена на расстоянии 17,0 м по магистрали от ПК 15. При Углах наклона v > 2° к отложенному расстоянию D прибавляют поправку:

На поворотах трассы между прямолинейными участками разбивают сопрягающие кривые, чаще всего дуги окружностей. Радиус закругления зависит категории дороги. Имеется пять категорий автомобильных дорог, радиусы закруглений для которых равны 1000, 600,400, 250,125 м.

Рис. 7.1. Главные точки и элементы кривой.

На рис. 7.1 дуга окружности ABC с центром в точке 0 и радиусом R вписана в угол поворота трассы. Кривые и прямые касаются в точке A — начале кривой (НК) и в точке С — конце кривой (КК). Биссектриса ОВ угля пересекает кривую в точке В — середине кривой (СК). Точки НК, СК, КК называют главными точками круговой кривой. Расстояние от вершины угла до точки касания называют тангенсом (Т), расстояние ABC между точками касания по кривой называют длиной кривой (К) и расстояние от вершины углами середины кривой называют биссектрисой (Б); разность ? = 2Т — К называют домером (D). Значения Т, К, Б, D называют главными элементами (параметрами) кривой, их значения зависят от радиуса R и угла поворота ?.
( 7.1)

7.4. Как вынести пикет на кривую? Приведите формулы и опишите методику полевых работ.
Пикетажное наименование главных точек кривой вычисляют по формулам контроль:
ПК (НК) = ПК (ВУ) — Т;
ПК (КК) = ПК (НК) + К;
ПК (СК) = ПК (НК) + К/2
контроль: (7.2)
ПК (КК) = ПК(ВУ) + Т — Д;
ПК (СК) = ПК(КК) — К/2
Вычисление пикетажных наименований главных точек кривой выполняет до сантиметров.
На местности при малых значениях тангенса для нахождения НК и КК (рис. 7.1) от вершины угла по обе стороны по трассе откладывают тангенс кривой Т. СК находят, отложив от вершины угла по его биссектрисе величину Б. При больших тангенсах НК и КК находят, отложив от ближайших к ним пикетов расстояния, равные разностям пикетажа выносимой в натуру точки и ближайшего пикета.
Например, если ПК(НК) = 7 + 24,17, то от ПК7 откладывают по трассе 24,17 м и получают положение НК.
Отложив от ВУ значение Г, получают КК. Зная пикетажное наименование ПК(КК), вычисленное по второй и четвертой формулам (7.2), положение следующего пикета находят, отложив от КК разность пикетажного наименования следующего пикета и ПК(КК).
Например, ПК(КК) = 9 + 37,42 м. ПК10 получают, отложив от КК отрезок d’= 100,00 — 37,42 м = 62,58 м.
Для получения сведений о рельефе в поперечном трассе направлении строят поперечные профили длиной 15-30 м. На таких профилях вправо и влево от трассы намечают характерные точки рельефа, а при их отсутствии фиксируют точки через 5-10 м. Поперечные профили должны отражать особенности рельефа в полосе трассы; при углах наклона 10° и больше поперечные профили строят на каждом пикете и плюсовых точках. Все сведения о пикетаже отражают в пикетажном журнале.
На участках со сложными геологическими условиями, в местах перехода через препятствие, на площадках под строительство придорожных сооружений и т. п. создают планы в масштабе 1:500, 1:1000.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама