Целью образования Российского международного реестра судов является создание экономических, юридических, политических и других необходимых условий, обеспечивающих функционирование зарегистрированных в нем российских и иностранных судов, имеющих все преимущества удобного флага.
Российский международный реестр судов позволит повысить конкурентноспособность отечественного флота, стимулировать привлечение инвестиций в его развитие и создать предпосылки для решения следующих задач:
— создание стабильных усреднённых экономических условий, сложившихся на международном фрахтовом рынке, что позволит привлеч под российскую регистрацию вновь строящийся флот, который в настоящее время уходит под “удобные” флаги других стран;
— привлечения под российскую регистрацию иностранных судов, эксплуатация которых требует наличия российского флага (Арктика, внутренние водные пути и др.), а также стран, не имеющих выхода к морю;
— использования современной международной залоговой схемы финансирования строительства судов под российским флагом, что обеспечивается присоединением в 1998 г. России к Международной конвенции “О морских залогах и ипотеках 1993 г.”;
— повышения авторитета торгового флота России, сохранения квалифицированыых морских кадров, создания дополнительных рабочих мест на судах и на берегу;
Деятельность создаваемого Реестрарегламентируется основными принципами, определение которых заключается в разработке условий и ограничений регистрации судов.
В Реестре могут быть зарегистрированы:
— суда валовой вместимостью 80 рег. т и более;
— суда, построенные и находящиеся в собственности российских граждан и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством РФ при их первоначальной регистрации;
— суда, находящиеся в собственности иностранных граждан и юридических лиц, имеющих на территории РФ дочерние, совместные предприятия и филиалы, осуществляющих от имени и по поручению этих юридических лиц деятельность, связанную с эксплуатацией судов;
— суда, находящиеся в собственности иностранных граждан и юридических лиц и предоставленные в пользование и во владение российскому фрахтователю побербоут-чартеру;
— суда, приобретаемые в собственность российскими физическими и юридическими лицами у иностранных собственников.
Разрешается регистрация судна в Реестре, если оно имеет залоги и другие обременения при наличии письменного согласия залогодержателя.
Запрещается перерегистрация судна в других реестрах судов РФ.
Каждое судно, зарегистрированное в Реестре, должно иметь экипаж, численный состав которого будет достаточен для обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения загрязнения морской среды.
Должности капитана и радиоспециалиста на судах, зарегистрированных в реестре, могут занимать только граждане России, иные должности могут занимать как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Владелец каждого зарегистрированного в реестре судна заключает коллективный договор с одним из общероссийских профсоюзов, представляющих интересы плавсостава судов.
Собственники (судовладельцы) или фрахтователи, зарегистрировавшие свои суда в Реестре, освобождаются от уплаты налогов, сборов, в том числе таможенных и других обязательных платежей, установленных действующим законодательством РФ.
Финансово-хозяйственная деятельность судов, зарегистрированных в Реестре, выполняется собственниками или фрахтователями судов по бербоут-чартеру, либо через учреждаемые на территории РФ компании, либо (в случае наличия у них других судов, зарегистрированных в иных реестрах РФ) ведётся отдельный учёт доходов и расходов по зарегистрированным в Реестре судам.
Собственникам (судовладельцам) или фрахтователям гарантируется право безпрепятственного перевода за границу получаемых ими доходов от деятельности зарегистрированных в Реестре судов, дальнейшего инвестирования средств, передачи и залога акций компаний в пользу российских и иностранных банков и финансовых учреждений, а также прекращения своей деятельности.
Для создания Реестра необходимо: принять закон О российском международнос реестре судов, внести соответствующие дополнения и изменения в существующее занодательство РФ, создать Администрацию Реестра и разработать её правовой статус.
Учитывая то, что предлагаемый закон предназначен для решения нерегулируемых Кодексом торгового мореплавания вопросов и является специфическим для России законом, необходимо принять его как отдельный законодательный акт и оформить пакет изменений и дополнений в налоговое законодательство и положения о таможенных сборах.
Экономическая эффективность создаваемого Российского международного Реестра судов обеспечивается рассчитанным в технико-экономическом обосновании уровнем регитрационных и ежегодных сборов.