Суда флота рыбной промышленности

Чрезвычайно большое разнообразие размеров, внешних архитектурных форм, состава, расположения и назначения помещений судов флота рыбной промышленности обусловлено прежде всего их назначением и преимущест-венной специализацией, т.е. видами и количеством выполняемых функций.
Помимо этого, технические характеристики и особенности производст-венно-технологического оборудования определяются формой организации промысла: автономной или экспедиционной.
При автономной организации добыча морских биообъектов, их перера-ботка в полуфабрикаты или в готовую продукцию и транспортировка в порты производится одним и тем же судном.
При экспедиционной организации операции добычи, переработки улова, временного его хранения, перегрузки и транспортировки в порты для после-дующей реализации продукции производятся судами разного назначения с разными составами промыслового и технологического оборудования.
С учетом сказанного выше флот рыбной промышленности можно под-разделить на следующие пять классов:
— добывающие и добывающе-обрабатывающие суда; — обрабатывающие суда;
— приемо-транспортные суда;
— научно-исследовательские суда; — учебно-производственные суда.
I. Добывающие и добывающе-обрабатывающие суда
Это класс судов, предназначенных для добычи всевозможных пород и видов рыб, беспозвоночных, головоногих и брюхоногих моллюсков (крабов, креветок, осьминогов, кальмара, трубача, трепанга, морского гребешка), мор-ских млекопитающих животных (моржей, тюленей, котиков), а также мор-ских водорослей.
В зависимости от непосредственного назначения эти суда подразделяются на следующие группы:
— рыболовные;
— креветколовные; — кальмароловные; — зверобойные;
— водороследобывающие.

24

Рыболовные суда предназначены для добычи разнообразных рыб теми или иными орудиями лова (донные и пелагические тралы, снюрреводы, ко-шельковые неводы, дрифтерные сети, крючковые ярусы — донные, придон-ные, подвесные, вертикальные, кольцевые).
В зависимости от специализации все рыболовные суда подразделяются на следующие группы (отряды):
— траулеры; — сейнеры;
— тунцеловы;
— ярусные суда.
Траулеры. Это наиболее распространенный отряд рыболовных судов, основным орудием лова которых являются тралы. Однако многие из них, особенно средние и малые, имеют промысловое оборудование, часто съем-ное, позволяющее применять и другие орудия лова, такие как дрифтерные сети, снюрреводы и крючковые ярусы. Это позволяет использовать такие су-да в любое время года в зависимости от миграций, скоплений и поведения тех или иных пород рыб.
В зависимости от размеров, способа траления (бортового или кормово-го) и степени переработки улова траулеры подразделяются на крупные су-пертраулеры — БАТМ, большие морозильные — БМРТ, РТМ, рефрижератор-ные — РТР, нерефрижераторные — РТ, средние — СРТМ, СРТР, СРТ, малые -МРТР, МРТ, СТБ.
Супертраулеры — БАТМ (большие автономные траулеры морозильные). Это суда неограниченного района плавания с дальностью плавания 12000…15000 миль и автономностью около 130 суток, при численности лич-ного состава до 150 чел. Их назначение — лов рыбы разноглубинными и дон-ными тралами в отдаленных районах Мирового океана как автономно, так и в составе экспедиций. Объемы грузовых помещений, их тепловая изоляция, холодопроизводительность морозильной установки, имеющееся на борту технологическое оборудование позволяют принимать в море улов от других добывающих судов, производить его замораживание в неразделанном виде и переработку в целый ряд готовых продуктов:
— выработка рыбных консервов;
— выработка рыбьего и полуфабриката медицинского жира;
— переработка непищевого прилова и отходов рыбообработки на рыбную муку.
Изготовленная продукция может храниться на борту судна с последую-щей ее доставкой в порты, или перегружаться на приемно-транспортные рефрижераторные суда.
Рыболовные суда этого типа имеют следующие значения элементов и технических характеристик:
— главные размерения: L = 100…130 м; В = 17… 19 м; d— 6,5…7 м; — водоизмещение А = 7500… 10000 т;

25

— мощность главного двигателя ,Nе- 3000…3500 кВт; — скоростьхода Vs = 13,5…15 уз.
Большие траулеры подразделяются на БМРТ, РТМ, РТР, РТ и имеют неограниченный район плавания.
БМРТ — большие морозильные рыболовные траулеры в зависимости от предполагаемого района их эксплуатации и конкретного состава технологи-ческого оборудования имеют дальность плавания 10000… 17000 миль с рей-совойавтономностью60…80сутокпричисленностиэкипажа95…15человек.
Все суда снабжены в качестве орудия лова разноглубинными и донными траламиимогутэксплуатироватьсякакавтономно,такивсоставеэкспедиций.
Объемы грузовых рефрижераторных трюмов и твиндеков, кладовых и цистерн, установленное технологическое оборудование позволяют использовать БМРТ для приема в море от добывающих судов улов и последующую его переработку на обезглавленную и потрошеную рыбу, изготовление филе, консервов из печени трески и минтая, выработку рыбной муки и жира, изго-товление икры.
Переработанная рыба может храниться на судах в количествах, которые определяются вместимостью грузовых помещений.
Компрессорные рефрижераторные установки в качестве хладагента со-держат аммиак, а рассольная система охлаждения трюмов, твиндеков и кла-довых консервов обеспечивает поддержание в них требуемой температуры от
— 8 °С до — 25 °С.
На некоторых судах установлены дистанционные гидрометеорологические станции и промышленные телевизионные установки, а в качестве поисковой аппаратуры используются гидролокаторы и эхолоты.
Линейные размеры и основные характеристики этих судов:
— главные размерения:L = 75…95 м; В = 14… 16 м;d= 5,5…6,5 м; — водоизмещение А = 3500.. .6500 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 1400…2800 кВт; — скоростьхода Vs = 12,5…14 уз.
РТМ — рыболовные траулеры морозильные. Эти суда по своему назна-чению, дальности плавания, установленному технологическому оборудованию и рефрижераторным установкам практически не отличаются от БМРТ, но имеют несколько меньшие размеры и мощность энергетической установки, а именно:
-главные размерения: L = 65…75 м; В= 13…13,5 м;d~ 5,3 м;

— водоизмещение А = 2500.. .3400 т;
-мощностьглавногодвигателяNе =950…1700кВт; -скоростьхода Vs= 11,5… 13,5 уз.
РТР — рыболовные траулеры рефрижераторные. Дальность их плавания вдвое меньше, чем БМРТ и РТМ и составляет 5000…6000 миль при автоном-ности около 30 суток, с экипажем 25…45 человек.

26

Отсутствие мощных морозильных установок нередко обусловливает ис-пользование этих судов в составе экспедиционного лова с передачей уловов, добываемых тралом, на рыбообрабатывающие плавбазы.
В автономном режиме работы они могут вырабатывать соленую и све-жеохлажденную рыбопродукцию, жир, муку и консервы из печени.
Рефрижераторные установки РТР способны обеспечивать температуру в охлаждаемых помещениях лишь в пределах от — 5 °С до + 2 °С, которую вы-рабатывают холодильные компрессорные агрегаты с хладагентом фреоном-12 и системой охлаждения непосредственного испарения.
Для поиска рыбы используются эхолоты.
Линейные размеры и технические характеристики судов этого типа: — главные размерения:L = 50…55 м; В = 9,0… 11 м; d= 4,0…4,5 м;
— водоизмещение А = 1100… 1600 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 600…1300 кВт; — скорость хода Vs = 12… 13,5 уз.
РТ — рыболовные траулеры могут совершать переходы без пополнения запасов в пределах 3000…4500 миль при продолжительности рейса до 20 суток, имея на борту 40…55 человек.
Так как рефрижераторная установка на этих судах не предусмотрена, то работая в траловом лове автономно, они могут производить соленую рыбо-продукцию, рыбий жир и рыбную муку.
В качестве поисковой аппаратуры используются эхолоты. Основные элементы и характеристики судов этого типа:
— главные размерения:L~ 55 м; В ~ 9,3 м; d ~ 4,5 м; — водоизмещение А = 1200… 1800 т;
— мощность главного двигателя ,Nе = 600…800 кВт; — скорость хода Vs= 12.. .12,5 уз.
Средние траулеры подразделяются на СРТМ, СРТР и СРТ. Как и боль-шие, все эти суда имеют неограниченный район плавания. При дальности плавания 7500…9500 миль и автономности 30…35 суток, экипаж составляет около 30 человек.
СРТМ — морозильные и СРТР — рефрижераторные суда, с практически одинаковыми элементами корпуса и главного двигателя. Одинаковы у них и орудия лова: тралы, кошельковые неводы, дрифтерные сети, бортовые сайровые ловушки,анекоторыеснабженысъемнымоборудованиемдляярусноголова.
Стационарно установленное промысловое оборудование состоит из тра-ловых лебедок, силовых блоков, электрических дрифтерных шпилей.
Съемное промоборудование обычно включает в себя бортовые дрифтерные ролы с механизмами для выбирания поводцов, электроприводные сете-выборочные и сететрясные машины, а также устройства для лова сайры бор-товыми ловушками.
Поисковая аппаратура состоит из гидролокаторов и эхолотов.

27

Различия рассматриваемых двух типов средних рыболовных траулеров обусловлены установленными на них рефрежираторными установками, тех-нологическим оборудованием и изоляцией грузовых помещений.
СРТМ — суда, предназначенные для замораживания улова, выработки охлажденной и малосоленой продукции, изготовления пресервов.
Для этих целей устанавливается следующее технологическое оборудо-вание:
— бункеры для охлаждения и кратковременного хранения улова; — льдогенераторы;
— линии ручной разделки рыбы;
— линии производства пресервов с закаточными машинами.
Компрессорные рефустановки с хладагентом аммиаком и воздушной системой охлаждения поддерживают в трюмах температуру — 18 °С, а в мо-розильных аппаратах — 28 °С. В качестве теплоизоляционного материала ис-пользуется полиуретан, штапельное стекловолокно с толщиной изоляционного слоя по бортам и подволоку 250…400 мм.
СРТР — суда, предназначенные для выработки малосоленой и охлажденной продукции. Обычно устанавливаемое оборудование включает в себя:
— линии обработки посолом;
— линии приема рыбы и охлаждения ее льдом; — линии ручной разделки рыбы;
— линии с рыборезками для производства охлажденной продукции; — льдогенераторы.
Рефустановки с хладагентом фреоном-12 и воздушной или рассольной системой охлаждения трюмов обеспечивают поддержание в них температуры от — 2 до -5 °С. Изоляцией трюмов служат пакеты винидура, минерального войлока, пеностекла с толщиной изоляции 250 мм.
Элементы и характеристики судов СРТМ и СРТР:
— главные размерения: L = 40…50 м; В — 7,5…9,5 м; d— 3…4 м; — водоизмещение A = 700… 1100 т;
— мощностьглавногодвигателя,Nе = 400…700 кВт; — скорость хода Vs = 10… 12,5 уз.
СРТ — нерефрижераторные суда, осуществляющие лов рыбы тралами и дрифтерными сетями с последующей выработкой соленой продукции и жира из печени.
Их промысловое оборудование состоит из траловых лебедок и дрифтер-ных шпилей. Для дрифтерного лова на борту имеется съемное оборудование, состоящее из бортового рола с механизмом для выборки поводцов, электро-приводных сетевыборочной и сететрясной машин.
Технологическое оборудование включает в себя ручную обработку рыбы посолом и установку для выработки жира из печени.

28

Главные размерения и технические элементы этих судов:
— главные линейные параметры: L — 30…35 м; В = 7,0…7,5 м; d=3,0…3,5 м; -водоизмещениеА=450…470т;
-мощностьглавногодвигателяNе =220…300кВт; -скорость хода Vs = 9… 11 уз.
Дляпоискарыбыиспользуютсягидролокаторыиэхолоты.
Запасы топлива и пресной воды обеспечивают дальность плавания 6000…7500 миль при автономномности 25…30 суток с экипажем на борту около25человек.
Малые траулеры. Эти небольшие суда, осуществляющие лов рыбы тра-лами преимущественно для ее сдачи на обрабатывающие суда или на береговые рыбоперерабатывающие предприятия, делятся на три типа: МРТР, МРТ и СТБ. МРТР — малые рыболовные траулеры рефрежираторные. Эти суда, по-мимо передачи улова на обработку, могут также вырабатывать малосоленую и охлажденную продукцию, а также изготавливать пресервы. Устанавливаемое для этих целей технологическое оборудование включает льдогенераторы и
полуавтоматическиезакаточныемашины.
Рефрижераторная установка, имеющая в качестве хладагента фреон-12 и использующая рассольную или воздушную системы охлаждения, обеспечивает поддержаниетемпературы втрюмеот-2до-4°С.
Промысловое оборудование этих судов ограничено лишь траловой ле-бедкой для работы с разноглубинными или донными тралами, а для поиска рыбыустановленыэхолоты.
Район плавания МРТР ограничен максимальным удалением от порта-убежища 50 милями. Автономность пребывания на промысле ограничена 8…20 сутками. Экипаж на промыслесоставляет 7… 15 человек.
Основныеданныеэтихсудов:
— главные размерения: L = 25…30 м; В = 5,5…7,5 м; d = 2…3 м;

— водоизмещение A = 150…350 т;
-мощностьглавного двигателя Ne =110…225 кВт; -скорость хода Vs = 9…9,5 уз.
МРТ — малые рыболовные траулеры. Как и малые рефрижераторные траулеры, эти суда ограничены районом плавания до 50 миль удаления от порта-убежища. При экипаже 5…6 человек их автономность не превышает 10 суток.
Установка на этих судах каких-либо технологических механизмов и уст-ройствнепредусмотрена.
Изпромысловыхустройствимеетсялишь траловаялебедка. Техническиеданныеэтихсудов:
-главныеразмерения:L<20м;В<5,5м;d<2м; -водоизмещениеА=80...150т; 29 - мощностьглавногодвигателя,Уе = 100...125 кВт; - скорость хода К§ - 9... 10 уз. СТБ - стальные траловые боты производят лов рыбы тралами в при-брежной зоне в установленных для них границах, с последующей сдачей улова на обрабатывающие суда или па береговые предприятия. Имеющаяся траловая лебедка приводится в работу от главного двигателя, а для поиска рыбы установлены эхолоты. Автономность этих судов составляет 4...5 суток при численности эки-пажа на промысле 5.. .6 человек. Характеристики корпуса и главного двигателя: - главные размерения:Ь— 15... 18 м;В = 5...5,5 м;<Л= 1,6...2 м; - водоизмещение А = 60... 100 т; - мощностьглавногодвигателя,Уе = 110 кВт; - скорость хода К§ « 8,5...9 уз. Сейнеры — суда, орудиями лова у которых являются кошельковые неводы, тралы, снюрреводы, дрифтерные и конусные сети. Многие из них имеют съемное промысловое оборудование для лова сайры бортовыми ловушками и крючкового ярусного лова. Устанавливаемые на борту этих судов промысловые механизмы обычно включают в себя сейнерные и траловые лебедки, силовые подвесные блоки, дрифтерные шпили, неводовыборочные машины, рыбонасосы. В качестве поисковой аппаратуры обычно используются эхолоты. Различают средние - СТ, СТР, Р'С и малые - МРС сейнеры. СТ и СТР - сейнеры-траулеры и сейнеры-траулеры рефрижераторные являются судами неограниченного района плавания с автономностью до 25 суток при численности экипажа 20...30 человек. Имея размерения: ^^50м;#«9м;<^«4ми водоизмещение А « 800 т; развивают скорость хода доК8 =11 уз. РС при дальности плавания 1400...2200 миль и с разрешенным удалением от порта-убежища до 50 миль эти суда могут вести лов рыбы, не пополняя судовые запасы, в течение 6... 15 суток с экипажем 12... 18 человек. Их основные данные: - главныеразмерения:Ь = 22...30м; В= 6...7 м; <^~2,2...2,8 м; - водоизмещение А = 160...300 г; - мощностьглавногодвигателя,Уе = 220 кВт; - скорость хода К§ = 9... 10 уз. МРС - суда с дальностью плавания 1000... 1400 миль, автономностью 5... 7 суток и экипажем на промысле 8... 12 человек. Разрешенное удаление от порта-убежища - не более 50 миль. Основные технические характеристики этих судов: - главные размерения:Ь к 20 м; В ~ 5,5 м;с!~ 1,8.. .2,2 м; - водоизмещение Д = 100... 130г; 30 - мощность главного двигателя ,Уе « 110 кВт; - скорость хода FS = 8,5... 11 уз. Тунцеловы. Своеобразия объекта добычи, такие как диапазон размеров тунца разных видов (от 0,5 м до 3,5 м), массы (от 5 кг до 350 кг), районы и глубины обитания, степень концентрации скоплений, пищевой рацион обу-словливают способы добычи и применяемые орудия лова (крючковые ярусы, удочки, кошельковые неводы). Для лова тунца того или иного вида используются большие тунцеловные базы и сейнеры, средние и малые сейнеры. Тунцеловные базы. Это двухпалубные суда неограниченного района плавания с автономностью до 120 суток и экипажем до 200 человек. Для ярусного лова крупного тунца базы несут на борту мотоботы водо-измещением » 3,5 т, скоростью хода Fs = 5...6 уз. и командой добытчиков из 8... 10 человек. Технологическое оборудование баз позволяет вырабатывать консервы из тунца, рыбную муку, технический жир и полуфабрикат медицинского жира, а также замораживание тунца в неразделанном виде. Для охлаждения трюмов, хранения льда, производимого льдогенерато-рами, замораживания рыбы в танках предусмотрены производственные хо-лодильные установки с хладагентом аммиаком, батарейной системой охлаж-дения трюма мороженной продукции и воздушной - трюмов консервов и рыбной муки. Основные характеристики баз: - главные размерения: L ~ 100 м; В « 17 м; d « 5,5 м; - водоизмещение А = 7000 т; - мощность главного двигателя - дизеля NQ ~ 2500 кВт; - скорость хода V§ = 14 уз. ЕСТ - большие сейнеры - тунцеловы. Эти двухпалубные суда неогра-ниченного района плавания с автономностью ^50 суток и экипажем около 40 человек предназначены для лова тунца кошельковым неводом и выпуска неразделанной мороженной продукции с последующей ее доставкой в порт базирования. Для охлаждения и замораживания тунца в танках, а также охлаждения грузовых трюмов предусмотрена холодильная установка, работающая на хладагенте хладон 22 с системой непосредственного охлаждения до темпера-туры - 25 °С. Поиск и наблюдения ведутся с бортового вертолета. Основные элементы корпуса и энергетической установки: - главные размерения: L = 75...80 м; В - 14... 15 м; d = 6,5..,7 м; - водоизмещение А = 3800...4100 т; - мощность главного двигателя - NQ = 2500.. .2700 кВт; - скорость хода FS = 15 уз. 31 ССТ - средние сейнеры - тунцеловы - двухпалубные суда неограни-ченного района плавания с автономностью 15...20 суток, командой на про-мысле до 30 человек. Суда предназначены для лова мелкого тунца кошельковым неводом и без приманки; охлаждение в морской воде с последующей заморозкой; хранение в сухом виде при температуре - 15 °С, а в подмороженном — при - 5 °С; передача фасованного тунца на перерабатывающие суда или транспортные рефрижераторы; доставка улова рыбы в отечественные или иностранные порты для реализации. Элементы корпуса и механической установки имеют следующие значения: - главные размерения:Ь = 50 м; В « 11 м; д. « 5,5 м; - водоизмещение А = 1300...1500 т; - мощность главного двигателяN1 = 1500.. .1700 кВт; - скоростьхода У8 = 13... 14 уз. МТЯ - малые пгунцеловы - ярусники представляют собой небольшие однопалубные суда, которым разрешено плавание в открытых морях с наи-большим удалением от порта-убежища на 200 миль. Их назначение — лов тунца пелагическими крючковыми ярусами, хранение улова в охлажденном до - 2 °С виде и последующая его доставка на береговую базу. Автономность плавания этих судов составляет обычно 15 суток с числом членов экипажа 18...20 человек. Масса принимаемого на борт груза в охлажденном виде не превышает 30 т. Холодильная установка с компрессорно-конденсаторным агрегатом поршневого бессальникового типа имеет батарейную систему непосредст-венного охлаждения. Элементы корпуса и главного двигателя МТЯ: - главные размерения: Ь = 30...35 м; В = 7,5...8 м; с1= 2,5...3,5 м; - водоизмещение А= 300... 370 т; - мощностьглавногодвигателя,Уе = 400...450 кВт; - скоростьхода У$= 11... 12 уз. Суда для ярусного лова (ярусники). Эти специализированные, высоко-механизированные добывающие суда сравнительно небольших размеров предназначены для лова рыбы (треска, палтус, тунец), кальмара донными, подвесными, вертикальными и кольцевыми крючковыми ярусами с после-дующей транспортировкой замороженной продукции в порт или передачей улова на обрабатывающие суда и транспортные рефрижераторы. Их особенностью является наличие цистерн для хранения наживки. Построенные к настоящему времени суда этого типа имеют как неогра- ниченный, так ограниченный 200 милями районы плавания со следующими характеристиками: -главныеразмерения:Ь— 20...50м; В— 7...10м;с1 =3...4м; - водоизмещение А=250... 1500 т; 32 - мощностьглавногодвигателя,Уе = 350...1600 кВт; - скоростьхода К§= 12... 14,5 уз. Креветколовные суда. Обычно это малые двухпалубные морозильные траулеры, эксплуатация которых разрешена в летний сезонный период с уда-лением от порта-убежища до 200 миль. Их автономность не превышает 20 суток с экипажем до 20 человек. Суда предназначены для лова креветки креветочными тралами по дву-бортной схеме, а также рыбы донными, разноглубинными или близнецовыми тралами с кормы. Для хранения готовой продукции (сыромороженная разделанная и не-разделанная креветка, мороженная или охлажденная рыба) оборудован один рефрижераторный трюм объемом 80... 100 м3. Заморозка до - 25 °С произво-дится производственными холодильными компрессорно-конденсаторными агрегатами, хладагентом которых является хладон 22. Система охлаждения трюма, льдогенератора и морозильных аппаратов - непосредственная воз-душная. Основные характеристики креветколовов: - главные размерения: I = 25...30 м; В = 7...9 м; г/=3...3,5 м; - водоизмещение А = 250.. .550 т; - мощностьглавногодвигателя,Уе = 250...500 кВт; - скоростьхода К8 = 10...11 уз. Кальмароловные суда - однопалубные высокомеханизированные суда неограниченного района плавания, с автономностью до 35 суток, имеют состав экипажа на промысле до 30 человек. Их назначение - лов пелагического кальмара дрифтерными сетями или вертикальными ярусами, замораживание улова и его передача на приемно-транспортные рефрижераторы или доставка в порт базирования. Промысловые механизмы состоят в основном из электрических и гид-равлических лебедок для работы с сетями с крючковыми ярусами, а холо-дильная установка обеспечивает поддержание температуры в трюмах - 15 °С, а также производство льда. Технологическое оборудование позволяет разделывать кальмар на тушки с кожей и головы со щупальцами. Технические характеристики этих судов: - главныеразмерения:Ь =45...50м; В= 9...9,5 м;с1&4 м; - водоизмещение А = 1000... 1100 т; - мощностьглавногодвигателя,Уе = 700...750 кВт; -скоростьходаК§=12 уз. Зверобойные суда подразделяются на большие, средние и малые. Большие ЗРС - зверобойно-рыболовные суда предназначены для добычи морского зверя и последующей выработки меховых, кожевенных шкур, технического и полуфабриката медицинского жиров, мороженной мясокостной массы. 33 Охота на зверя производится с фангсботов, которые несут эти суда на своем борту в количестве 4...6 единиц. Для работы в режиме рыболовных судов предусмотрено наличие донных и пелагических тралов, позволяющих вести лов рыбы по кормовой схеме траления. Добытая рыбопродукция хранится на борту как в разделанном, так и неразделанном виде. Технологическое оборудование и холодильные установки обеспечивают возможность изготовления кормовой рыбной муки, технического и ветери-нарного жира, хранение замороженной до - 25 °С рыбопродукции, мяса зверей и их шкур, а также тузлука для посола шкур. При автономности плавания по запасам топлива до 30...40 суток и чис-ленности экипажа до 70 чел. суда имеют следующие значения элементов и характеристик: - главные размерения:Ь = 60...70 м; В &13 м; с1= 4...5 м; - водоизмещение Л « 2600 т; - мощностьдизель-электрической установки Л^е « 900 кВт; - скорость хода К5 « 13 уз. Средние ЗРС. Это однопалубные суда с плаванием в закрытых морях, предназначенные для добычи тюленя и лова рыбы на электросвет с помощью рыбонасоса. Их автономность составляет около 20 суток при численности экипажа 12... 15 человек. Технологическое оборудование позволяет выпускать продукцию в виде соленых шкур тюленя, соленой и пряного посола рыбы, пресервов. Производственная холодильная установка предназначена для охлаждения одного трюма, производства льда и обеспечивает охлаждение груза массой около 50 т до температуры - 5 °С. Элементы корпуса и главного двигателя этих судов имеют следующие примерные значения: - главные размерения:Ь » 35 м; В « 8 м; с1« 2,6 м; - водоизмещение А « 450 т; - мощность дизель-редукторной установки Л^е « 450 кВт; - скорость хода К5 « 10,5 уз. Малые суда строятся в виде зверобойных шхун и ботов, как рефриже-раторных, так и нерефрижераторных. Водороследобывающие суда - небольшие, без рефрижераторных уста-новок суда, плавание которых разрешается с удалением от порта-убежища до 30 миль, с рейсовой автономностью 3...5 суток и экипажем (включая водолазов) 5...6 человек. В качестве орудий лова они имеют специально сконструированные тралы. С помощью водолазов могут вести работы по установке и ремонту секций для искусственного выращивания морской капусты. Основные элементы корпуса лежат в пределах: Ь - 15...20 м; Я = 5...8м;с/= 1,0...1,5м; А-50...80т. Грузоподъемность Р= 8... 10 т. В качестве главного двигателя устанавливаются высокооборотные дизели с редукторной передачей мощности 7Уе = 100... 120 кВт, обеспечивающей скорость хода порядка 8 уз. II. Обрабатывающие суда Суда этого класса предназначены для приема улова от добывающих судов и последующей его переработки в готовую продукцию: свежемороженую и соленую; технический и медицинский жир; консервы и пресервы; крабовую и рыбную муку, икру. Важной функцией обрабатывающих судов является снабжение добы-вающих судов провизией и пресной водой, топливом, производство аварийных ремонтов. На многие из судов этого класса возложены функции медицинского и культурно-бытового обслуживания экипажей добывающих судов в процессе промысла экспедиционным способом. Для выполнения указанных выше задач обрабатывающие суда должны иметь целый ряд производственных помещений для размещения в них тех-нологического оборудования, грузовых - для складирования и хранения го-товой продукции, емкостей с запасами топлива и пресной воды, помещений для рефрижераторных и опреснительных установок, для комфортного про-живания и культурно-бытового обслуживания экипажей как добывающих, так и самих обрабатывающих судов. Устройство такой большой номенклатуры разноцелевых помещений обусловливает необходимость иметь большие линейные размеры судов, не-сколько палуб внутри корпуса и развитые надстройки и рубки. Все это пре-вращает обрабатывающие суда в производственно-культурные центры экс-педиций. В зависимости от преобладания одной производственной функции над другими суда этого класса подразделяются на следующие группы: - универсальные плавбазы; - консервные плавбазы (крабоконсервные, рыбоконсервные); - рыбомучные плавбазы; - производственные рефрижераторы. Наиболее характерные особенности плавбаз. - при дальности плавания от 10000 до 30000 миль их автономность со-ставляет 60... 130 суток; - экипаж насчитывает от 250 до 600 человек; - элементы корпуса: - главные размерения: Ь= 140...200 м; В = 20...28 м; с1 = 7...9 м; - водоизмещение А = 15000.. .40000 т. В качестве главного двигателя устанавливаются паротурбинные агрегаты с зубчатыми редукторами и малооборотные дизели мощностью 7Уе = 4000... 10000 кВт, что обеспечивает достижение скоростей хода У$= 13...18 уз. Производственные рефрижераторы предназначены для выполнения лишь одной операции по переработке принятого от добывающих судов улова — замораживаниеегос последующей транспортировкойдля реализации. В обязанности этих судов входит обеспечение добывающих судов про-довольствием и промснаряжением. Линейные размеры производственных рефрижераторов более скромные и равны: Ь = 90...120 м; В = 14...16 м; с! = 5...7 м; водоизмещение А-5000...9000 т. Средне- и малооборотные главные двигатели - дизели мощностью N^-1000...7000 кВт обеспечивают скорость хода У§~ 13... 17 уз. Дальность плавания 8000...20000 миль. При численности экипажа 80...200 человек автономность этих судов составляет 49...80 суток. Глубоководная стоянка (200...400 м) обрабатывающих судов обеспечи-вается звездообразными якорями со стальными тросами и специальными ба-рабанамибрашпилей. III. Приемно-транспортные суда Суда этого класса предназначены для приема в море или в портах и по-следующей транспортировки всевозможных скоропортящихся продуктов. Мощные компрессорные рефрижераторные установки в качестве хлада-гента используют аммиак, фреон-12 или фреон-22. При воздушной или рас-сольной системах охлаждения температура в трюмах и твиндеках поддержи-вается от+2до— 30 °С (в зависимостиот рода перевозимого груза). На крупные транспортные рефрижераторы возлагается обязанность снабжения добывающих судов в районах промысла топливом, пресной водой, провизией, промснаряжением и тарой. Требуемые высокие скорости хода (К§ = 16...23 уз.) обеспечиваются средне- и малооборотными дизелями мощностью Л^ = 2500... 15000 кВт. Основные технико-эксплуатационные характеристики этих судов: - главные размерения:Ь = 90... 170 м; В= 17. ..25 м;с1= 6...8 м; - водоизмещение А = 9000.. .20000 т; - дальность плавания 7000.. .20000 миль; - автономность 40.. .90 суток; - численность экипажа 40... 100 человек. IV. Научно-исследовательские суда Назначение этих судов: - проведение комплексных исследований в области поиска биообъектов для их промысла, способов добычи и технологии обработки; - проведение рыболовно-поисковых работ с помощью разноглубинных и донных тралов, подводных аппаратов, гидролокаторов и эхолотов; 36 - наблюдение за поведением рыб, безпозвоночных и брюхоногих мол-люсков с помощью легких водолазов и дистанционно управляемых фото- и видеоаппаратов; - проведение гидробиологических, ихтиологических и океанологических работ; - изучение естественных запасов рыб, морепродуктов и объектов мари-культуры; - испытание и проверка работоспособности гидроакустических и видео-электронных средств, приборов и аппаратов. Для проведения экспериментального лова многие суда имеют на борту тралы и технологическое оборудование в виде линий ручного филетирова-ния, изготовления консервов из печени рыб, жира и муки. Сохранение выработанной продукции обеспечивают рефрижераторные установки, способные создавать температуру в грузовых помещениях до - 18 °С, а в морозильных аппаратах- до - 30 °С. Для выполнения научно-исследовательских работ предусматривается устройство и оборудование дистанционных гидрометеорологических станций, лабораторий (гидробиологических, гидрологии, ихтиологии, гидрохимии, микробиологии), установок подводного телевидения, комплексов рыбо-поисковой аппаратуры. Основные эксплуатационно-технические характеристики этих судов: - дальность плавания 6000.. .17000 миль; - автономность 10... 100 суток; - численность экипажа 20... 120 чел.; - главныеразмерения:\Ь = 30...75м; В= 1...14 м; <Л= 3...6 м; - водоизмещение А = 300.. .4000 т; - мощностьглавногодвигателя,Уе = 400...2000 кВт; - скорость хода К§ = 9... 14 уз. Учебные и учебно-производственные суда предназначены для выпол-нения ими функций: - производственное обучение кадров рыбной промышленности; - практическое обучение курсантов морских учебных заведений рыбной промышленности по специальностям: судоводителей, судомехаников, элек-тромехаников, радистов, рефмехаников, технологов по рыбообработке и ры-боловству, промысловой добыче; - лов рыбы тралами и ярусами, выработка мороженной рыбопродукции, рыбной муки и жира. Для практического обучения на судах предусмотрено устройство и обо-рудование помещений для преподавателей, учебных классов и библиотек, ремонтных мастерских, учебных штурманских и радиорубок, учебных гиро-постов, гидролокаторных и ходовых мостиков. Конструкция корпуса, состав судовых устройств, систем и снабжения обусловливают неограниченный район плавания с автономностью 40...70 суток и общей численностью экипажа и практикантов 100... 170 человек. Значения технических элементов этих судов: - главные размерения: Ь ~ 70... 120 м; В= 13... 17 м; с1= 5,5...6,5 м; - водоизмещение А = 3500...9000 т; - мощностьглавногодвигателя,Уе = 1700...5500 кВт; - скорость хода К§ = 14... 17 уз.

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Найти готовую работу