Понятие о классификации судов и ее целях. Основные классы судов Российского Морского Регистра Судоходства

Понятие класса судна введено впервые в 1764 г. в Англии Обществом Регистра, которое с 1834 г. и по настоящее время называется Регистром Бри-танского и иностранного судоходства Ллойда.
Смысл класса состоял в возможности полного и быстрого получения информации о судне для оценки его надежности и пригодности к перевозке того или иного груза.
Первоначально класс определялся возрастом судна, датой и местом его постройки, состоянием корпуса и снаряжения, сведениями о владельце и ка-питане, тоннаже, числе пушек.
По мере развития мировой индустрии судоходства общества, подобные Британскому Регистру судоходства Ллойда, появились в других странах с развитым судоходством и судостроением.
Так, Французское Бюро Веритас берет свое начало с 1832 г. Американ-ское Бюро судоходства основано в 1862 г. Норвежское Бюро Веритас создано в 1864 г. В 1861 г. в Генуе клубами взаимного страхования основан Итальянский Регистр.
В России общество для классификации морских, речных и озерных судов под названием «Русский Регистр» было образовано страховыми компаниями в 1913 г., устав которого утвердил министр торговли и промышленностиРоссии.
В первые же годы деятельности обществом был создан ряд правил по-стройки и классификации, а также правил по техническому надзору за судами, находящимися в эксплуатации.
После Октябрьской революции 1917 г. к моменту национализации об-щество «Русский Регистр» перестало функционировать и лишь в 1923 г. было вновь воссоздано под названием «Российский Регистр», переименованный в 1924 г. в «Регистр СССР». После распада страны в 1991 г. его преемником

стал «Российский Морской Регистр Судоходства», далее по тексту РС, позиции и авторитет которого в мировом судоходстве остаются по-прежнему высокими.
В настоящее время наличие у судна класса того или иного классифика-ционного общества свидетельствует о вполне определенной и достаточной при заданных условиях надежности и прочности корпусных конструкций, установленных на судне механизмов, устройств и систем, обеспечивающих безопасность плавания.
Для признания классифицированного судна годным к плаванию необхо-димо также выполнение требований ряда международных соглашений:
— конвенции о грузовой марке — КГМ-66;
— конвенции по охране человеческой жизни на море— СОЛАС-74;
— конвенции по предотвращению загрязнения акваторий портов и морей — МАРПОЛ-73/78;
— конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты — ПДМНВ-78/95.
Присвоение судну класса производится по результатам специального всестороннего освидетельствования, называемого первоначальным.

Класс присваивается сроком на пять лет с ежегодным подтверждением и удостоверяется выдачей судну Классификационного свидетельства.
В последующие годы для возобновления класса производятся очередные освидетельствования с интервалами в пять лет.
Для быстрого получения оценочной информации о судне и его эксплуа-тационных возможностях и особенностях используется общепринятая в ми-ровой практике символика в виде сочетания знаков, букв и цифр.
Основной символ класса судна, указывающий на то, что судно по-строено по правилам и под техническим надзором РС, состоит из знака О и проставляемых перед ним букв КМ для самоходного судна и К для несамо-ходного.
Для ледоколов т.е. судов, предназначенных для прокладки каналов в сплошном льду, проводки, околки, буксировки судов и выполнения спаса-тельных работ во льдах, к основному символу добавляется один из следующих знаков: ЛЛ1; ЛЛ2; ЛЛЗ; ЛЛ4 — в зависимости от мощности энергетической установки ледокола и применительно к ориентировочным условиям их использования:
ЛЛ1 — работа в арктических морях в течение всего года; ЛЛ2 —работа варктическихморяхвлетний период;
ЛЛЗ — работа в неарктических морях в течение всего года в сплошном льду толщиной до 1,5 м;
ЛЛ4 — работа в портовых и припортовых акваториях в сплошном льду толщиной до 1,0 м.
Для судов с ледовыми усилениями в зависимости от категории усиления к основному символу добавляется один из следующих знаков: УЛА; УЛ;

17

Л1; Л2; ЛЗ, который определяет район и сезон самостоятельного плавания во льдах:
УЛА-в летне-осеннийпериод во всехрайонах Мировогоокеана;
УЛ — в летне-осенний период в Арктике в легких ледовых условиях и круглогодичновзамерзающихнеарктическихморях;
Л1 — в летний период в Арктике в разреженных битых льдах и круглого-дичновзамерзающихнеарктическихморяхвлегкихледовыхусловиях;
Л2,ЛЗ -вмелкобитомразреженномльду неарктическихморей. Знаки деления на отсеки.
Добавление к основному символу одного из знаков 1 ; 2; 3 — означает, что при затоплении одного, двух или трех водонепроницаемых смежных отсеков судно должно оставаться на плаву в удовлетворительном состоянии равновесия.
Знаки ограничения района плавания
Добавление к основному символу одного из знаков: I; II; ПСП; III — оз-начаетразрешенныйсуднурайон плавания:
I — плавание в открытых и закрытых морях с удалением от порта-убежища до200миль;
II — плавание в открытых морях с удалением от порта-убежища до 50 миль;
ПСП — плавание в морских районах на волнении до 6 баллов с удалением отпорта-убежищадо50миль;
III — прибрежное, рейдовое и портовое плавание.
Для судов неограниченного района плавания знак района плавания не добавляется.
Знаки степени автоматизации
В зависимости от объема оборудования судна средствами автоматизации к основномусимволудобавляется один иззнаков:А1; А2; АЗ:
А1 — объем автоматизации механической установки позволяет эксплуа-тацию судна без вахты в машинном отделении (МО) и в центральном постууправления(ЦПУ);
А2—объемавтоматизациимеханической установкипозволяетэксплуа-тировать суднобезвахты в МО, нос вахтой в ЦПУ;АЗ — судно с мощностью судовой энергетической установки 1500 кВт, объем автоматизации механической установки которогосокращен, нопозволяет эксплуатациюбезвахтыв МО.Знакиопределенногоназначениясудна.
Еслисудно имеет определенное назначение, то к символукласса добавляется краткое указание о его назначении. Например, пассажирское, лесовоз,рудовоз, нефтетанкер, рыболовное,буксир, спасатель ит.д.Знак атомного судна О

Дополнительные характеристики
Для характеристики конструктивных особенностей или других специ-фических качеств могут указываться дополнительные сведения о судне. На-пример, корпус изготовлен из стеклопластика, или что судно или его отдельные грузовые помещения приспособлены для перевозки опасных грузов.
Таким образом, полный символ судна, имеющего класс PC: КМ® Л2 I 1 А2 (лесовоз)
Он содержит информацию о том, что корпус сухогрузного судна-лесовоза и его механическая установка построены по Правилам и под надзором Россий-ского Морского Регистра Судоходства. Судно имеет ледовые подкрепления, позволяющие ему самостоятельно плавать в мелкобитом разреженном льду неарктических морей с удалением от порта-убежища до 200 миль. Судно ос-тается на плаву в равновесном состоянии при затоплении одного любого во-донепроницаемого отсека. Эксплуатация энергетической установки произво-дится без вахты в машинном отделении, но с вахтой в ЦПУ.

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Найти готовую работу