Классификация судов. Основные классы судов Российского Морского Регистра Судоходства

Рассмотрена классификация морских судов в соответствии с правилами постройки и классификации. Понятие класса судна введено впервые в 1764 г. в Англии Обществом Регистра, которое с 1834 г. и по настоящее время называется Регистром Британского и иностранного судоходства Ллойда.
Смысл класса судна состоял в возможности полного и быстрого получения информации о судне для оценки его надежности и пригодности к перевозке того или иного груза.
Первоначально класс определялся возрастом судна, датой и местом его постройки, состоянием корпуса и снаряжения, сведениями о владельце и капитане, тоннаже, числе пушек.
По мере развития мировой индустрии судоходства общества, подобные Британскому Регистру судоходства Ллойда, появились в других странах с развитым судоходством и судостроением.
Так, Французское Бюро Веритас берет свое начало с 1832 г. Американское Бюро судоходства основано в 1862 г. Норвежское Бюро Веритас создано в 1864 г. В 1861 г. в Генуе клубами взаимного страхования основан Итальянский Регистр.
В России общество для классификации морских, речных и озерных судов под названием «Русский Регистр» было образовано страховыми компаниями в 1913 г., устав которого утвердил министр торговли и промышленности России.
В первые же годы деятельности обществом был создан ряд правил постройки и классификации, а также правил по техническому надзору за судами, находящимися в эксплуатации.
После Октябрьской революции 1917 г. к моменту национализации общество «Русский Регистр» перестало функционировать и лишь в 1923 г. было вновь воссоздано под названием «Российский Регистр», переименованный в 1924 г. в «Регистр СССР». После распада страны в 1991 г. его преемником стал «Российский Морской Регистр Судоходства», далее по тексту РС, позиции и авторитет которого в мировом судоходстве остаются по-прежнему высокими.
В настоящее время наличие у судна класса того или иного классификационного общества свидетельствует о вполне определенной и достаточной при заданных условиях надежности и прочности корпусных конструкций, установленных на судне механизмов, устройств и систем, обеспечивающих безопасность плавания.
Для признания классифицированного судна годным к плаванию необходимо также выполнение требований ряда международных соглашений:
— конвенции о грузовой марке — КГМ-66;
— конвенции по охране человеческой жизни на море— СОЛАС-74;
— конвенции по предотвращению загрязнения акваторий портов и морей — МАРПОЛ-73/78;
— конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты — ПДМНВ-78/95.
Присвоение судну класса производится по результатам специального всестороннего освидетельствования, называемого первоначальным.

Класс присваивается сроком на пять лет с ежегодным подтверждением и удостоверяется выдачей судну Классификационного свидетельства.
В последующие годы для возобновления класса производятся очередные освидетельствования с интервалами в пять лет.
Для быстрого получения оценочной информации о судне и его эксплуатационных возможностях и особенностях используется общепринятая в мировой практике символика в виде сочетания знаков, букв и цифр.
Основной символ класса судна, указывающий на то, что судно построено по правилам и под техническим надзором РС, состоит из знака О и проставляемых перед ним букв КМ для самоходного судна и К для несамоходного.
Для ледоколов т.е. судов, предназначенных для прокладки каналов в сплошном льду, проводки, околки, буксировки судов и выполнения спаса-тельных работ во льдах, к основному символу добавляется один из следующих знаков: ЛЛ1; ЛЛ2; ЛЛЗ; ЛЛ4 — в зависимости от мощности энергетической установки ледокола и применительно к ориентировочным условиям их использования:
ЛЛ1 — работа в арктических морях в течение всего года; ЛЛ2 —работа в арктических морях в летний период;
ЛЛЗ — работа в неарктических морях в течение всего года в сплошном льду толщиной до 1,5 м;
ЛЛ4 — работа в портовых и припортовых акваториях в сплошном льду толщиной до 1,0 м.
Для судов с ледовыми усилениями в зависимости от категории усиления к основному символу добавляется один из следующих знаков: УЛА; УЛ; Л1; Л2; ЛЗ, который определяет район и сезон самостоятельного плавания во льдах:
УЛА-в летне-осенний период во всех районах Мирового океана;
УЛ — в летне-осенний период в Арктике в легких ледовых условиях и круглогодично в замерзающих не арктических морях;
Л1 — в летний период в Арктике в разреженных битых льдах и круглогодичновзамерзающихнеарктическихморяхвлегкихледовыхусловиях;
Л2,ЛЗ -в мелкобитом разреженном льду не арктических морей. Знаки деления на отсеки.
Добавление к основному символу одного из знаков 1 ; 2; 3 — означает, что при затоплении одного, двух или трех водонепроницаемых смежных отсеков судно должно оставаться на плаву в удовлетворительном состоянии равновесия.
Знаки ограничения района плавания
Добавление к основному символу одного из знаков: I; II; ПСП; III — означает разрешенный судну район плавания:
I — плавание в открытых и закрытых морях с удалением от порта-убежища до200миль;
II — плавание в открытых морях с удалением от порта-убежища до 50 миль;
ПСП — плавание в морских районах на волнении до 6 баллов с удалением отпорта-убежищадо50миль;
III — прибрежное, рейдовое и портовое плавание.
Для судов неограниченного района плавания знак района плавания не добавляется.
Знаки степени автоматизации
В зависимости от объема оборудования судна средствами автоматизации к основному символу добавляется один иззнаков:А1; А2; АЗ:
А1 — объем автоматизации механической установки позволяет эксплуатацию судна без вахты в машинном отделении (МО) и в центральном посту управления(ЦПУ);
А2—объем автоматизации механической установки позволяет эксплуатировать судно без вахты в МО, нос вахтой в ЦПУ;АЗ — судно с мощностью судовой энергетической установки 1500 кВт, объем автоматизации механической установки которого сокращен, но позволяет эксплуатацию без вахты в МО. Знаки определенного назначения судна.
Если судно имеет определенное назначение, то к символу класса добавляется краткое указание о его назначении. Например, пассажирское, лесовоз, рудовоз, нефтетанкер, рыболовное, буксир, спасатель и т.д. Знак атомного судна
Дополнительные характеристики
Для характеристики конструктивных особенностей или других специфических качеств могут указываться дополнительные сведения о судне. Например, корпус изготовлен из стеклопластика, или что судно или его отдельные грузовые помещения приспособлены для перевозки опасных грузов.
Таким образом, полный символ судна, имеющего класс PC: КМ® Л2 I 1 А2 (лесовоз)
Он содержит информацию о том, что корпус сухогрузного судна-лесовоза и его механическая установка построены по Правилам и под надзором Российского Морского Регистра Судоходства. Судно имеет ледовые подкрепления, позволяющие ему самостоятельно плавать в мелкобитом разреженном льду неарктических морей с удалением от порта-убежища до 200 миль. Судно о-тается на плаву в равновесном состоянии при затоплении одного любого водонепроницаемого отсека. Эксплуатация энергетической установки производится без вахты в машинном отделении, но с вахтой в ЦПУ.

Добавить комментарий

Реклама

Помощь студентам