Удостоверение факта несохранности груза

Понятие и значение удостоверения фактов несохранности грузов. Получатель, обнаруживший при приеме груза его несохранность и предъявивший требование к перевозчику, должен доказать утраты, недостачи или повреждения груза, а также размер понесенного в связи с этим ущерба. В целях обеспечения и закрепления доказательств этих фактов обнаруженные при приеме утрата, недостача, порча или повреждение груза должны быть надлежащим образом удостоверены, т. е. должны быть зафиксированы в форме, предписанной действующими на морском транспорте правилами. Составленные в соответствии с этими правилами документы удостоверяют обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, отправителей и получателей, использоваться в качестве доказательств при разрешении споров, связанных с несохранностью грузов, и способствовать выявлению причин и предупреждению несохранности грузов.
В число этих документов не включаются такие, которые удостоверяют происшествия, приведшие к несохранности груза, однако не являющиеся нарушением обязанностей по перевозке (например, морские протесты).
Уведомление перевозчика о недостатках груза, обнаруженных при сдаче получателю. Если получатель не сделает перевозчику заявления о выявленных недостаче или повреждении груза во время его приема, то считается, поскольку иное не будет доказано, что он получил груз в соответствии с условиями коносамента. За исключением случаев, когда груз был осмотрен или проверен получателем совместно с перевозчиком, заявление (нотис) должно быть сделано получателем письменно до завершения принятия груза или в течение трех дней после приема груза в случаях выявления скрытых недостатков груза, т. е. недостатков, которые не могли быть обнаружены при обычном способе приема груза. Аналогичная норма содержится в Конвенции о коносаменте 1924 г. (ст. 3.6).

Обязательность письменной формы нотиса не означает, что необходимо составление специального документа. Заявление о недостатках грузов может быть сделано на расписке в получении груза. В случае выдачи «чистой» расписки значение нотиса могут иметь оговорки, сделанные Портовой компанией при приеме грузов на склад немедленно после выгрузки. Такое же значение признается за оговоркой получателя на тальманских расписках, сделанных стивидором судового агента.
В случае несоблюдения этих требований грузовладелец, однако, не лишается права предоставлять доказательства сдачи перевозчику груза с недостачей или в поврежденном состоянии. С другой стороны, подача получателем одностороннего письменного уведомления не рассматривается практикой в качестве достаточного доказательства наличия ущерба. Такими доказательствами признаются различного рода акты, составленные при участии грузовладельца, перевозчика, порта, а также представителей незаинтересованных организаций.
Грузополучатель, предъявляющий требование о возложении на перевозчика ответственности за недостачу или порчу груза, должен предоставить: а) документ, в котором зафиксированы количество и внешнее состояние груза при выгрузке его с судна; б) в необходимых случаях – акт двусторонней экспертизы по определению характеристик повреждения груза по коносаментным партиям, поступившим в поврежденном состоянии.
Удостоверение фактов несохранности грузов в портах. Факты несохранности грузов удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном порту. Документами, фиксирующими количество и внешнее состояние груза, являются акты сюрвейерского осмотра, тальманские книжки и аутторн-рипорты.
Если выгруженный груз окажется поврежденным, осмотр груза производится с участием сюрвейера. Пригласить сюрвейера может грузовладелец либо судовладелец, однако наилучшим доказательством утраты или повреждения груза признаются совместные сюрвейерские осмотры, т. е. осмотры, произведенные сюрвейерами, приглашенными обеими сторонами. В некоторых странах проведение совместных осмотров обязательно в силу закона. Сюрвейерские осмотры должны производиться в присутствии представителей судна и грузополучателей. Результаты сюрвейерского осмотра фиксируются в акте, в котором указываются, в частности, характер, причинa повреждения груза, место и время обнаружения повреждения, место хранения груза после выгрузки с судна до осмотра.
Аутторн-рипорты представляют собой сводные ведомости, в которых отражаются количество мест согласно коносаменту и фактически принятых от судна на основании сопоставления данных тальманского счета. В аутторне против каждого коносамента указывается излишек или недостача, а также замечания о внешнем состоянии груза.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама