Особенность влияния ВРШ на управляемость судна состоит в том, что при перемене режима работы винта с переднего на задний ход изменяется шаг винта: винт правого шага становится винтом левого шага и наоборот. На большинстве судов устанавливаются ВРШ левого шага (левого вращения).
Поэтому при даче заднего хода корма судна под действием сил С’ и D уклоняется влево. При управлении судами с ВРШ (необходимо также иметь в виду, что вращающийся в режиме нулевого упора винт прерывает встречный поток в районе руля, вследствие чего судно становится неуправляемым.
Рис.1 Действие подруливающего устройства.
Одним из средств, улучшающих управляемость судов, являются подруливающие устройства. Однако эффективность их использования существенно ограничивается скоростью хода судна. При скорости 3 узлов и более ПУ на элементы циркуляции практического влияния не оказывают. Поэтому эти устройства в основном используются при маневрировании на акваториях портов, когда поступательное движение судна невелико.
Если судно не имеет хода, то при включенном подруливающем устройстве его разворот будет происходить под влиянием тяги ПУ, направленной перпендикулярно диаметральной плоскости. Действие силы тяги Р равнозначно действию силы Р’=Р и пары сил РР» (рис. 1). Сила Р’ вызовет боковое смещение судна, а пара сил — поворот вокруг оси, проходящей через его центр тяжести. В результате суммарное вращательное движение судна ? будет происходить вокруг центра вращения, находящегося позади центрах тяжести. Положение центра вращения по длине судна зависит от места приложения тяги и дифферента и подчиняется закономерности, которая в графическом виде представлена на рис. 2. За начало отсчета принят не центр тяжести, а плоскость Мидель — Шпангоута. Расстояние выражено в долях длин судна. Можно видеть, что при расположении ПУ в носовой оконечности судна, находящегося на ровном киле, центр вращения будет располагаться позади Мидель — Шпангоута на расстоянии 0,15L от него. При наличии дифферента центр вращения несколько сместится в его сторону. Если судно даст небольшой ход, то центр тяжести начнет описывать циркуляцию с полюсом поворота в точке, соответствующей центру вращения (рис. 3).
Рис.2 Зависимость положения центра вращения Х0 от места приложения ХПУ упора ПУ при различном дифференте судна ?Т = (ТL –TK )/L
Рис.3 Положение точки вращения судна с работающим носовым подруливающим устройством: а- судно без поступательного движения; б- судно имеет небольшой передний ход.