Устранение водотечности сварных и клепаных швов корпуса судна

Алюминиевые сплавы в качестве конструкционных материалов применяются для постройки корпусов судов на подводных крыльях, что позволяет снизить вес корпуса в сравнении со стальными корпусами на 30-50%. Чистый алюминий не обладает достаточной прочностью, поэтому его легируют. Легирование способствует повышению прочности, однако несколько снижает коррозионную стойкость и пластичность сплавов.
Сплавы с более высокими механическими свойствами и удовлетворительной пластичностью хорошо свариваются контактной и аргонодуговой сваркой и применяются для изготовления нагруженных корпусных кон-струкций: обшивки корпуса, набора, надстроек и др.
Термически упрочняемые сплавы не сохраняют высокие механические свойства в местах повторного нагрева. Поэтому прочность сварных соединений из этих сплавов снижается до 60% от прочности основного металла.
Использование термически упрочняемых сплавов (дюралюминия) в качестве конструкционных материалов для постройки или ремонта корпуса вызывает необходимость применения клепаных соединений или соединений с помощью контактной сварки. При контактной сварке снижение прочности незначительно, а работоспособность такого соединения не уступает клепаному. Для повышения статической и усталостной прочности контактную сварку выполняют по клеевому соединению.
В процессе эксплуатации корпуса судов на подводных крыльях изнашиваются и деформируются. Основным видом естественного износа является коррозия обшивки, появляющаяся в местах повреждения защитного покрытия. Различные деформации: пробоины и трещины, появившиеся в результате ударов корпуса при встрече с плавающими предметами, при швартовке и т.д. Деформация обшивки может привести к водотечности корпуса из-за нарушения заклепочных швов.
Для восстановления заклепочных швов необходимо удалить изоляцию или декоративную обшивку в районе водотечности и затем испытать непро-ницаемость швов с помощью сжатого воздуха и мыльной пены.
Обнаруженные дефектные заклепки высверливают, а отверстия развертывают и зенкуют под диаметр новой заклепки с припуском 0,1…0,2 мм. По окончании сверления и зенкования удаляют стружку и заусенцы, места соединения шва и заклепок перед их установкой обезжиривают Уайт-спиритом и покрывают грунтом.
Клепку производят в холодном состоянии пневматическим молотком или вручную заклепками из алюминиевых сплавов. В зависимости от того, к какой головке (закладной или замыкающей) приложено усилие, различают прямой или обратный способ клепки. При прямом способе удары бойком молотка наносят по замыкающей головке, при обратном – по закладной. При затруднении клепки с внутренней стороны корпуса применяют обратный способ клепки, при этом замыкающую головку осаждают с помощью специальной поддержки. После завершения клепки вновь производят контрольные испытания непроницаемости швов, а затем замыкающие головки покрывают оксидирующим составом с помощью кисти. При толщине обшивки более 3 мм все восстановленные швы в подводной части корпуса должны быть подчеканены и уплотнены клеем Б-10. На особо ответственных швах производят дополнительную герметизацию головок заклепок чеканкой и клеем. Восстановленный участок шва грунтуют и окрашивают той же краской, что и корпус судна.
При появлении трещин в обшивке необходимо определить их границы и засверлить концы на всю толщину листа, чтобы предупредить их дальнейшее распространение. При наличии трещин. расположенных от кромки листа до заклепочного отверстия, а также между заклепочными отверстиями, сверлить отверстия не надо.
Если конструкция корпуса сварная, необходимо разделать кромки трещин под сварку. Ремонт корпусных конструкций, изготовленных из алюминиево-магниевых сплавов, следует выполнять аргонодуговой сваркой. Заваривать отверстия по концам трещин следует после заварки трещин.
При клепаной конструкции корпуса трещины заделывают с внутренней стороны корпуса, устанавливая накладки на эпоксидных компаундах. Для этого необходимо удалить изоляцию, очистить обшивку с внутренней стороны в районе расположения трещин, обезжирить этот участок и подготовленную для установки накладку с помощью уайт-спирита. Размеры накладки должны перекрывать местоположение трещин на 30…40 мм на сторону.
Подготовив накладку и место ее установки, смешивают эпоксидный компаунд, так как период его полимеризации при температуре воздуха 20-25°С не превышает 90 мин. приготовленный компаунд наносят шпателем слоем 0,1 мм на заранее обезжиренную поверхность обшивки и накладки. после 5-10 минутного перерыва, необходимого для испарения эфирных частиц компаунда, накладку прижимают к обшивке с помощью специального приспособления, крепящегося к набору корпуса и имеющего прижимные винты. Прижим не должен быть чрезмерным, чтобы не выжать весь компаунд между накладкой и обшивкой. Полная полимеризация компаунда при температуре 20-25° С длится 48 часов. Сняв прижимное приспособление, сверлят накладку по отверстиям, высверленным на концах трещин в обшивке, и зенкуют их. Дальнейшие операции клепки, испытания непроницаемости, грунтовки и окраски производят теми же методами, что и при ремонте клепаных швов.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама