Охлаждающие рабочие тела делятся на первичные – холодильные агенты и вторичные – хладоносители. Холодильный агент под воздействием компрессора циркулирует через конденсат и испарительную систему.
Холодильный агент должен обладать определенными свойствами, отвечающими определенным требованиям:
-кипеть при низкой температуре и избыточном давлении;
-конденсироваться при температуре, близкой к температуре забортной воды и умеренном давлении;
-должен быть нетоксичен;
-невзрывоопасен;
-не вызывать коррозии.
В течении многих лет на суднах в качестве холодильного агента применялась углекислота, которая имела существенные недостатки. Так, углекислота имеет низкую критическую температуру, выше которой пар не конденсируется. Вследствие низкой критической температуры значительно затруднялась эксплуатация судов с углекислотными холодильными установками в широтах с высокими температурами забортной воды. Из-за этого приходилось использовать дополнительные охлаждающие конденсатор системы. Другой недостаток углекислоты – очень высокое давление, при котором система работает, что приводит к увеличению массы машины в целом.
Позже на судах в качестве холодильных агентом стали применять хлористый метил (в настоящее время не применяется из-за высокой взрывоопасности), и аммиак. Аммиак очень токсичен, при его использовании необходимы специальные вентиляционные системы, поэтому его применение ограничено.
Современные холодильные агенты – это соединения фторированного углеводорода, имеющие различные формулы. Другое название – фреоны, каждый из которых имеет определенное определяющее число.
Холодильный агент R11 имеет очень низкое рабочее давление. Для получения значительного охлаждающего эффекта необходима интенсивная циркуляция агента в системе. Используется в основном в установках кондиционирования воздуха, поскольку для воздуха требуются относительно малые затраты мощности.
Широкое практическое применение получил фреон R12. Но и он имеет недостатки, а именно, низкое (ниже атмосферного) давление кипения. В результате чего из-за любых неплотностей в системе появляется подсос в систему воздуха и влаги.
В наши дни наиболее распространен фреон R22. Данный холодильный агент обеспечивает охлаждение на достаточно низком температурном уровне при избыточном давлении кипения. Это позволяет получить выигрыш в объеме цилиндров и компрессора установки. Объем, описываемый поршнем компрессора, работающего на фреоне R22, составляет около 60% по сравнению с объемом поршня компрессора, работающего на фреоне R12 в равных условиях.
Такой же выигрыш в объеме обеспечивается применением фреона R502. Кроме того, из-за более низкой температуры нагнетания компрессора уменьшается вероятность коксования смазочного масла и поломки нагнетательных клапанов. Также R502 в меньшей степени воздействует на лаки и пластические материалы, применяемые в электродвигателях и компрессорах. Но этот фреон стоит достаточного дорого, поэтому повсеместного применения пока не получил.
Современные холодильные агенты не вызывают коррозии и могут применяться в герметических и бессальниковых компрессорах.