Для вываливания за борт, спуска и подъема шлюпок на борт судна ис-пользуются специальные устройства — шлюпбалки. При этом каждая шлюпка обслуживается двумя шлюпбалками.
Наибольшее распространение получили два их конструктивных типа: заваливающиеся и гравитационные.
Заваливающиеся шлюпбалки (рис. 3.12) устанавливаются для произ-водства операций со шлюпками, полная масса которых не превышает 2300 кг. Процесс вываливания — заваливания выполняется вручную с помощью винтового привода, что требует значительных затрат усилий и времени.
Этот тип шлюпбалок имеет несколько конструктивных разновидностей. Винтовые шлюпбалки (рис. 3.12, а). Это две трубчатые конструкции,
устанавливаемые друг от друга на расстоянии, несколько превышающем длину шлюпки. В положении по-походному шлюпбалки 1 немного завалены внутрь судна. Для вываливания шлюпки она сначала приподнимается, затем шлюпбалки выводятся в вертикальное положение, после чего они опускаются, выводя шлюпку за борт. Скорость вываливания мала из-за необходимости применения в винтовой тяге 2 передачи с большим передаточным числом с целью получения выигрыша в силе в процессе подъема.
Рис.3.1.2.Заваливающиесяшлюпбалки:
а)винтовая; б)винтовая системыИолко;в) секторная;г)серповидная. 1 — шлюпбалка; 2 -винтоваятяга; 3 -винтовойшпиндель; 4 -станина; 5 — шарнир; 6- зубчатая рейка;7 — шлюптали
Винтовые шлюпбалки системы Иолко (рис. ЗЛ2, б) в винтовых тягах 2 имеют два винта. Один с одноходовой резьбой, а другой — с многоходовой и большим углом подъема винтовой линии. Такая конструкция обеспечивает выигрыш в силе и увеличение скорости вываливания.
Так, в начальный период, от момента отрыва шлюпки от основания до выведения шлюпбалок 1 в вертикальное положение работает первый винт, обеспечивая большой выигрыш в силе. После перехода шлюпбалки через вертикальное положение соединительная труба начинает вращаться вместе с первым винтом, что побуждает к вращению второй винт.
В результате такое сочетание вращательно-поступательных движений приводит к увеличению скорости и сокращению времени вываливания.
Секторные шлюпбалки (рис. 3.1.2, в) в нижней своей части имеют зуб-чатый сектор, опирающийся на зубчатую рейку 6, закрепленную на станине 4. При вращении винтовой тяги 3 верхние концы шлюпбалок 1, перемещаясь по криволинейным траекториям, выводят шлюпку за борт. При этом секторы будут опираться на рейку у самого борта, что обеспечивает максимальный вылет.
Серповидные шлюпбалки (рис. 3.1.2, г). Это разновидность завали-вающихся винтовых шлюпбалок, устанавливаемых со стороны борта шлюпки, обращенного внутрь судна и на расстоянии друг от друга, меньше длины шлюпки.
Для обеспечения необходимого вылета за борт нижние концы шлюпбалок загнуты и пропущены под шлюпкой к шарнирным опорам 5.
Действие серповидных шлюпбалок аналогично рассмотренным выше.