Гравитационные шлюпбалки. Что такое шлюпбалки. Методы спуска шлюпок.

Шлюпба́лка — устройство для спуска шлюпки с борта корабля (судна) на воду и подъёма её на борт. При этом каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки, чем обусловлено частое использование термина во множественном числе. Гравитационные шлюпбалки используются для спуска и подъема шлюпок любых размеров и массы. Их особенность — вываливание под действием силы тяжести после отдачи стопоров за время, не превышающее 2 минут. Кроме этого, они надежно работают в условиях антикрена до 20° и не требуют никакой энергии для приведения в действие шлюпочных лебедок, что чрезвычайно важно для судна, терпящего аварию при затоплении машинного отделения.
Как и заваливающиеся, гравитационные шлюпбалки изготавливаются нескольких конструктивных разновидностей (рис. 3.1.3).

Рис. 3.1.3. Гравитационные шлюпбалки:

а) одношарнирная; б) двухшарнирная; в) склоняющаяся; г) скатывающаяся.1 -подвижный блок шлюпталей; 2 — ноковый двухшкивный блок; 3 — шлюпбалка; 4 —
лопарь шлюпталей; 5 — направляющий двухшкивный блок; 6 — станина; 7 — неподвижный шарнир; 8 — подвижный шарнир; 9 — ограничительная телескопическая тяга; 10- катки; 11 — направляющие; 12 — барабан шлюпочной лебедки
Одношарнирные шлюпбалки (рис. 3.1.3, а). Их нижние концы закреп-лены на палубе с помощью шарниров 7, обеспечивающих поворот шлюпбалок вокруг горизонтальных осей. Процесс поворота шлюпбалок 3 и вывали-вания шлюпок под действием силы веса будет происходить до тех пор, пока нижние прямые участки шлюпбалок не достигнут упоров, установленных не палубе.
Двухшарнирные шлюпбалки (рис. 3.1.3, б) состоят из двух шарнирно соединенных рычагов. Нижний — прямой закреплен неподвижным шарниром 7 к станине6.
При вываливании шлюпки она сначала вращается вокруг этого шарнира и после достижения рычагом упоров на палубе дальнейшее вываливание производится поворотом верхнего рычага 3 вокруг подвижного шарнира 8. Предельное положение рычага ограничивается телескопической тягой 9, за-крепленной на оси шарнира 7.
Склоняющиеся шлюпбалки (рис. 3.1.3, в). Каждая из двух шлюпбалок имеет два катка 10, перемещающихся по направляющим 11 станины 6. Шлюпка верхним катком скатывается по наклонной направляющей, и начинает вываливаться за борт тогда, когда нижний каток начнет перемещаться наклонно вверх. При таком поступательно-вращательном движении обеспе-чивается достаточный вылет за борт при сравнительно небольшой высоте шлюпбалок.
Скатывающиеся (скользящие) шлюпбалки (рис. 3.1.3, г). Как и скло-няющиеся, эти шлюпбалки имеют по два катка 10, перемещающихся по на-клонным изогнутым направляющим 11. В результате сложного прямолинейно-криволинейного движения шлюпка, приближаясь к борту поворачивается и выводится за борт.
Вываливание гравитационных шлюпбалок и спуск шлюпок на воду про-изводится при помощи шлюпочных талей, имеющих только один одношкив-ный подвижный блок 1. Ходовые концы лопарей 4 закреплены на барабане 12 шлюпочной лебедки и через отводные палубные блоки пропускаются через направляющие блоки 5, установленные в верхней части станин 6. Затем лопари поступают на один из шкивов ноковых блоков 2, проходят через под-вижные блоки талей 1 и возвращаются ко второму шкиву ноковых блоков. Коренные концы лопарей закрепляются в нижних частях станин 6 после прохода ими второго шкива направляющих блоков 5.
Для крепления шлюпок по-походному на гравитационных шлюпбалках устраиваются односторонние кильблоки, на которые шлюпка опирается и за-крепляется шлюпочными найтовами с глаголь-гаком для быстрой их отдачи. Сами шлюпбалки закрепляются стопорами с винтовыми шпинделями. Для установки и крепления шлюпок при использовании заваливающихсяшлюпбалок служат рост-блоки с опорной поверхностью из толстой мягкой прокладки.
Во избежание срыва шлюпок со штатных мест они закрепляются на ро-страх при помощи тросово-цепных найтовов с вставленными в них глаголь-гаками.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама