Как уже отмечалось выше, в настоящее время наиболее широко распространены на флоте магнитные компасы с картушкой (стрелочные МК). Как известно [6,7,9], основным элементом такого компаса является котелок, в котором собрана его изме-
рительная система. Для определения пеленгов и курсовых углов на котелке компаса устанавливается пеленгатор. Сам котелок размещается в нактоузе, в котором также размещаются устройства для компенсации девиации МК.
На судах среднего тоннажа могут применяться более компактные приборы, например, такие, как компас HB-845фирмы Ritchie & Sons, пред-ставленный на рис. 1.1. Он ус-танавливается с помощью ско-бы 1 рядом с рулевым таким образом, чтобы ему было лег-ко снимать показания; имеет поворачивающийся в азимуте солнцезащитный кожух 2 и компенсаторы 3 девиации, по-
рождаемой магнитомягким судовым железом. Компенсаторы других видов де-виации размещены внутри котелка компаса. Диаметр шкалы этого компаса составляет 95мм.
В шлюпочном или яхтенном варианте котелок снабжается осветительными устройствами, рас-считанными на работу при отсутствии бортовой сети питания. Такими устройствами могут быть масляные фонари и осветители, потребляющие постоянный ток от сухих элементов или аккуму-ляторов. Указанные компасы используются, как правило, без нактоуза.
В качестве примера на рис. 1.2 приведена фо-тография магнитного компаса – указателя крена
“Галс” [3], который устанавливается на горизон- Рис. 1.2 тальном относительно судна основании и наряду с
курсом позволяет измерять его крен в диапазоне ± 450. Диаметр шкалы такого ком-паса составляет 48 мм, а его вес – 470 грамм.
Устройство котелка магнитного компаса, в своей основе, является типовым и хорошо вам известным. Отличительные особенности конкретных моделей МК опре-деляются наличием или отсутствием встроенных элементов систем дистанционной передачи информации, а также геометрическими особенностями картушки и других элементов котелка.
Картушка компаса может иметь 2, 4, или 6 постоянных, жестко с нею связан-ных, стержневых магнитов 1, оси которых параллельны, а размеры попарно одина-ковы.
Имеются компасы, в которых вместо стержневых магнитов используется один кольцевой. Это позволяет улучшить динамику картушки МК и снизить уровень де-виации высших порядков. Кроме того, снижается трудоемкость изготовления ком-паса за счет упрощения балансировки картушки и исключения необходимости про-верок магнитов-стрелок.
Устанавливается картушка таким образом, чтобы точка опоры находилась выше её центра масс, что делает подвес устойчивым при наличии внешних возмущающих воздействий, порождаемых, например, качкой судна. Для снижения давления кар-тушки на опорную шпильку она снабжается поплавком. С целью снижения влияния качки судна на работу компаса в ряде изделий, например, в компасе КМ-145 (рис. 1.3), поплавок 1 снабжается дополнительным кожухом 2, сообщающимся с рабочейкамерой котелка, в результате чего он оказывается заполненным поддержи-
вающей жидкостью 3. Наличие указанного кожуха приводит к увеличению периода собственных колебаний подтельного элемента этого компаса вижной системы компаса, что положи-тельно сказывается на его работе. Так, динамическая устойчивость чувствив условиях качки превышает устойчивость картушки компаса УКП-М, неимеющегодополнительногокожухавдвараза[6].
В котелок, куда помещена картушка, заливается морозостойкая жидкость. В верхней части котелка имеется азимутальная шкала, с помощью которой измеряют-ся курсовые углы ориентиров.
Котелок компаса устанавливается в кардановом подвесе. К нижней части котел-ка крепится груз, благодаря чему его центр масс смещается вниз относительно оси подвеса, обеспечивая, тем самым, его повышенную устойчивость при наличии кач-ки судна. Здесь же устанавливается индукционный датчик, измеряющий углы пово-рота картушки, если МК имеет систему дистанционной передачи информации.
Верхняя часть нактоуза может поворачиваться относительно его нижней части вместе с котелком. Кроме того, сам котелок можно разворачивать относительно верхней части нактоуза.
В упомянутых ранее компасах “Галс” для маломерных судов картушка, вклю-чающая в себя два магнита, не имеет поплавка.
Магнитный компас КМС 160 (компас магнит-ный сферический) [6] (рис. 1.4) предназначен для установки на стол пульта в ходовой рубке судна. Поэтому его картушка диаметром 125 мм устанав-ливается во внутреннем кардановом подвесе, а ра-бочая камера котелка закрыта сверху полусфериче-ской прозрачной крышкой и полностью заполнена жидкостью ПМС-5. Вследствие этого возникает увели-
чение изображения шкалы, и ее видимый диаметр воз-Рис. 1.4 растаетдо160 мм.