Промысловые суда, следующие к месту промысла, имеют в трюмах большое количество сетей, тары и другого снаряжения, которые могут стать горючей средой в случае возникновения пожара. Как правило, в этот период все системы противопожарной защиты подготовлены к обеспечению пожарной безопасности судна и экипаж особенно бдителен.
Значительно труднее поддерживать пожарную безопасность во время промысла, так как в беспрерывном действии находятся механические, электрические и тепловые установки. И все это иногда происходит в условиях штормового моря.
Наиболее опасным в пожарном отношении на судне является отсек машинного отделения. При пожарах в машинно-котельных отделениях, судно теряет способность двигаться. Из-за бездействия большей части судовых систем, в том числе противопожарных, судно лишается средств борьбы с пожаром.
При стоянке в порту, когда бдительность после утомительного плавания и тяжелого труда на промысле снижается, пожар чаще возникает вследствие небрежности членов экипажа. Повышению пожарной опасности способствует также присутствие посторонних лиц при разгрузочно-погрузочвых и ремонтных работах.
Предотвращение пожаров достигается строгим соблюдением пожарно-профилактического режима на судах.