Мероприятия по обеспечению живучести судна в сложных гидрометеорологических условиях

2.4.1. При получении штормового предупреждения или обнаружении признаков приближения шторма капитан должен действовать, руководствуясь Правилами техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР и Рекомендациями для плавания и ведения промысла в сложных навигационных и гидрометеорологических условиях. Он обязан также:
• оповестить экипаж о приближении шторма;
• прекратить промысел или грузовые операции, обеспечить уборку палубного груза в трюмы и закрытие их, обеспечить тщательное крепление груза, промыслового снаряжения и других оставшихся на палубе и могущих перемещаться по ней предметов;
• обеспечить задраивание закрытий, обозначенных буквой «П», и всех иллюминаторов согласно приложению 1;
• обеспечить проверку надежности устройств для исключения перемещения сыпучих и переливания жидких грузов;
• усилить наблюдение за обеспечением водонепроницаемости корпуса судна, герметичностью вентиляционных и других наружных закрытий;
• усилить наблюдение за водной поверхностью, температурой воздуха и воды, скоростью и направлением ветра.

2.4.2. При плавании в тумане, в условиях ограниченной видимости, а также при следовании в узкостях, при прохождении проливов, каналов, рек и при подходе к берегам в районах малых глубин и опасных мест капитан судна обязан заблаговременно принять меры по задраиванию (полностью или частично) закрытий, обозначенных буквой «П», и всех иллюминаторов, усилить наблюдение за обеспечением водонепроницаемости корпуса судна и наружных закрытий.

2.4.3. При плавании в зимнее время, приближаясь к порту, акватория которого покрыта льдом, или встречая лед в море, капитан судна должен действовать с максимальной осторожностью, чтобы не повредить корпус, винт, руль и донные выдвижные устройства.
Следует помнить, что вход в лед представляет для судна опасность, особенно при наличии крупной зыби, поэтому нужно стараться войти в лед под прямым углом к его кромке на малом ходу. Входить в лед безопаснее против ветра. При входе в лед по ветру следует учитывать, что кромка льда с наветренной стороны более плотная, поэтому важно выбрать место входа там, где имеются трещины и разводья, а льдины имеют наименьшие размеры.
2.4.4. Перед выходом судна в зимний период из порта в район моря, где возможно обледенение, капитан должен:
• знать массу и размещение принятых на судно судовых запасов, грузов и промыслового снаряжения;
• не допускать загрузки судна сверх установленной зимней грузовой марки;
• соблюдать указания Информации об остойчивости судна для капитана, предусмотренные для зимнего плавания судна;
• определить необходимый расход топлива и воды на переход до места промысла и заранее произвести ориентировочную оценку остойчивости судна в конце перехода в условиях обледенения;
• ознакомить экипаж с расположением и порядком использования средств борьбы с обледенением;
• провести занятия и общесудовое учение для того, чтобы каждый член экипажа четко представлял свои обязанности в борьбе за живучесть судна в условиях обледенения и обладал необходимыми практическими навыками по борьбе с обледенением;
• ознакомиться с порядком работы радиостанций, передающих прогноз погоды, штормовые предупреждения и предупреждения об угрозе обледенения, с гидрометеорологической обстановкой в районе промысла и на пути следования судна и прогнозами погоды;
• знать о теплых течениях, проходящих вблизи промыслового района, рельефе ближайшей береговой линии, наличии защищенных бухт, расположении и границах ледовых полей.

2.4.5. Необходимо также знать следующее:
• обледенение зависит от гидрометеорологической обстановки, состояния нагрузки, поведения судна в штормовых условиях, скорости, курса судна к волне и ветру, а также размеров и расположения надпалубных конструкций;
• причиной возникновения обледенения является забрызгиванне и заливание судна во время шторма, а также осадка на корпусных конструкциях снегопада, капелек дождя, тумана или парения моря при резком температурном перепаде;
• наиболее интенсивное обледенение судна происходит при ветре и волнении под углом от 15 до 45° к курсу судна. На судне, идущем в галфинд или бейдевинд, лед нарастает быстрее на наветренной стороне, что приводит к возникновению постоянного статического крена, представляющего большую опасность;
• медленное обледенение происходит при любой скорости ветра и температуре воздуха от минус 1° до минус 3°С при забрызгивании или осадках, тумане, парении моря, а также при скорости ветра до 9 м/с и температуре воздуха минус 4°С и ниже. Интенсивность отложения льда на судне в этом случае не превышает 1,5 т/ч;
• быстрое обледенение происходит при скорости ветра от 10 до 15 м/с и температуре воздуха от минус 4° до минус 8°С. Интенсивность отложения льда в этом случае находится в пределах от 1,5 до 4 т/ч;
• очень быстрое обледенение происходит при скорости ветра от 10 до 15 м/с и температуре воздуха минус 9 С и ниже, а также при скорости ветра 16 м/с и более и температуре воздуха минус 4°С и ниже. Интенсивность отложения льда превышает 4 т/ч (Сведения о скорости и интенсивности обледенения приведены для судов водоизмещением 100 — 500 тонн).
Кроме того, обледенение:
• увеличивает массу судна за счет массы льда на судовых поверхностях и в связи с этим уменьшает высоту надводного борта и снижает запас плавучести;
• повышает центр тяжести судна в связи с высоким расположением льда на конструкциях;
• увеличивает площадь парусности за счет покрытия льдом надводной части судна, а следовательно, увеличивает кренящий момент от действия ветра;
• увеличивает дифферент на нос из-за неравномерного распределения льда по длине судна и является причиной появления постоянного крена из-за неравномерного распределения льда по его ширине;
• ухудшает управляемость и снижает скорость судна.

2.4.6. Перед выходом в рейс в районы моря, где возможно обледенение, надлежит произвести проверку:
• водонепроницаемости и надежности средств закрытия грузовых и сходных люков, наружных дверей, иллюминаторов и всех прочих отверстий в бортах, палубах и надстройках судна;
• исправности шпигатов, штормовых портиков и их крышек;
• исправности и надежности действия балластной и осушительной систем;
• наличия теплой одежды, а также наличия и исправности средств защиты от обледенения и комплекта ручного инвентаря для борьбы с ним в соответствии с табелем снабжения ручным инвентарем для борьбы с обледенением (приложение 6);
• надежности действия всех средств внешней и внутрисудовой связи;
• работы противообледенительной системы.

2.4.7. При плавании в зимний период надлежит тщательно следить за температурой наружного воздуха и забортной воды, стараясь по возможности избегать следования в районы моря, где вероятность обледенения велика.

2.4.8. Капитан должен производить самостоятельную оценку ВОЗМОЖНОСТИ возникновения обледенения судна и его интенсивности на основе анализа данных прогнозов и штормовых предупреждений и сопоставлений их с фактической гидрометеорологической обстановкой.





Похожие статьи






There is no ads to display, Please add some

Добавить комментарий

Реклама