Психологическое влияние цвета на человека

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.
1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:
— красный: волевой, жизнеутверждающий;
— кармин: повелевающий, требующий;
— киноварь: подавляющий;
— оранжевый: теплый, уютный;
— желтый: контактирующий, лучезарный.
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:
— фиолетовый: углубленный, тяжелый;
— синий: подчеркивает дистанцию;
— светло-синий: уводит в пространство, направляющий;
— сине-зеленый: подчеркивает движение, изменчивость.
3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
— розовый: нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
— лиловый: замкнутый, изолированный;
— пастельно-зеленый: ласковый, мягкий;
— серовато-голубой: сдержанный.
4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
— чисто зеленый: требовательный, освежающий;
— оливковый: успокаивающий, смягчающий;
— желто-зеленый: обновляющий, раскрепощающий;
— пурпурный: изысканный, претенциозный.
5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).
К ним относят две группы смешанных цветов.
6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:
— охра: смягчает рост раздражения;
— коричневый, землистый: стабилизирующий;
— темно-коричневый: смягчающий возбудимость.
7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно- серые, черно-синие, темные – зелено-синие.
Полярные цветовые пары при первом рассмотрении обнаруживают следующие признаки:
— желтый – ультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания;
— оранжевый – синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление;
— красный – зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения, импульсивности;
— пурпурный – цвет зеленых листьев: повышает ощущение жизнеутверждения;
— фиолетовый – лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.
Неполярные цветовые пары.
Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:
А) группа 1:
— желтый – красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;
— золотой – красный: пышность, роскошь, теплота;
— оранжевый – красный: резко кричащий.
Б) группы 1 и 4:
— желтый – пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;
— золотой – пурпурный: мощь, достоинство, праздничность;
— красный – пурпурный: диссонанс, праздничность;
— желтый – цвет зеленого липового листа: веселье, радость;
— желтый – оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);
— желто-оранжевый – цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);
— оранжево-красный – зеленый: импульсивность.
В) группы 1 и 2:
— оранжевый – фиолетовый: опьянение, оглушение;
— красный – синий: динамика отталкивания, волнение;
— красный – ультрамариновый: резкая сила;
— оранжевый – ультрамариновый: претенциозность, резкость.
Г) группы 1-4:
— синий – розовый: робость, застенчивость, разобщенность;
— пастельно-зеленый – красный: неуверенность, мерцание;
— пастельно-зеленый – синий: односторонность, пассивность, неясность;
— пастельно-зеленый – розовый: слабость, нежность, радушие;
— пастельно-зеленый – лиловый: диссонанс, сумерки;
— желто-зеленый – красновато-серый: легкий диссонанс, связанность.
Д) сопоставление с цветами группы 6:
— бежевый – красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);
— бежевый – цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой,
успокаивающая теплота;
— коричневый – зеленый (оливковый): заземленность;
— коричневый – ультрамариновый: укрепление, разрешение;
— темно-коричневый – синий: бескомпромиссность;
— темно-коричневый – охра: оцепенение, жесткость, заземленность.
Е) сопоставление с цветами группы 5:
-зеленый – серый: родственность, пассивность;
— синий – серый: нейтральность, холодность;
— красный – черный: подавление жизненности, опасность;
— оранжевый – черный: насилие;
— желтый – черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;
— синий – черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;
— желтый – белый: прояснение, просветление;
— красный – белый: ослабление яркости красного;
— синий – белый: чистота, холодность;
— зеленый – белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;
— розовый – белый: слабость, бледность.

В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета – чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный – на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так «тепло», как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же.
В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской.
Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чувствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И несмотря на это, на многих предприятиях потолки необдуманно окрашены в серовато-белый цвет, а стены – в так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день. В производственных помещениях надо применять такие цвета, которые напоминают солнце и лес, например, сочетание желтой охры и светлой зелени, оранжевый и желто-зеленый цвета. Для окраски цеха (прежде всего для его стен), где господствует высокая температура, следует брать более холодные тона. Светлый лимонно-желтый цвет на потолке будет действовать как слабо теплый тон; более теплым будет оранжево-желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе и всегда приятны. Желтый цвет создает душевный подъем. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции. Проведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий – тормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему. В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота. В больничной палате также должны господствовать веселые тона. Конечно, их следует подбирать соответственно специфике больницы. Правильный подбор цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного. Цветовые комбинации, приглушающие страх, — это комбинации теплых тонов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка. Относительно подбора красок для цветового оформления рабочего места желательно помнить следующее. У рабочего вызывает отрицательные эмоции рабочее место, окрашенное в серый мрачный цвет, и наоборот, окрашенное в веселые цвета, повышает его настроение.
Сосредоточенность в работе, помимо всего прочего, достигается также и тем, что ничто не раздражает и не утомляет глаза работающего. Зеленый станок на фоне светло-зеленой или коричневатой стены заставляет напрягать глаза, увеличивает утомляемость, приводит к снижению производительности труда. Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях поднятия производительности труда. За первоначальным возбуждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге результат будет отрицательный. При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что каждый рабочий процесс требует особого подбора цветов в соответствии со спецификой данного труда. Монотонность рабочего процесса в одном цехе и оживленность в другом можно уравновесить соответствующей окраской. Таким образом, подход к цветовому оформлению танцевального класса, административной комнаты, рабочих кабинетов должен быть различным.

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Оцифрованные книги по астрономии на портале http://www.binetti.ru/ ссылки на электронные версии книг по астрономии.

Добавить комментарий

Найти готовую работу